Московские молодожены в минувшем году заключили больше 100 тысяч браков. Такого количества Москва не видела примерно 105 лет. Как столица добилась такого результата и может ли она в этом смысле стать примером для всех остальных регионов России? Об этом телеканал «МИР 24» спросил председателя наблюдательного совета института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова.
- Вы знаете, с одной стороны, это последствия ковидных периодов. Да и еще в ситуации сложного прошлого года люди решили, что пора начинать жить. На самом деле, это очень серьезный фактор. Потому что приспособиться, переждать ковид или еще что-то, скорее всего, в нашей стране не удастся. Поэтому надо полноценно жить и строить самое главное в жизни – семью.
С другой стороны, не будем забывать, что в Москве настолько изобретательно все делается с точки зрения событийности вступления в брак – это можно делать и на речных пароходиках, и на каких-то высотных смотровых площадках. Существуют сотни разных вариантов. Не говоря про сам по себе столичный статус Москвы, она, конечно, превратилась в наш национальный центр брачного туризма.
По разным данным, за предыдущие годы до 40% всех брачующихся в Москве – это жители других городов либо приезжие. Пусть они даже живут в Москве, но они еще не порвали связи с регионами, откуда они приехали. В Москве просто модно, здорово заключать брак, и это тоже дало свой серьезный результат.
Но и цифры разводов нас не могут радовать. Кстати, заместитель мэра по социальной политике госпожа Ракова очень точно это отметила. Что и рождаемость, и разводы здесь, к сожалению, не подтягиваются к этой цифре. Но сама по себе Москва стала национальным центром заключения брака, и это хорошо.
Поскольку вы коснулись темы, что количество разводов и рождаемость еще не догоняют количество браков, я немножко в сторону от столиц отойду. Потому что, по данным статистики, которые я видел, есть такой парадокс. Лидером по снижению количества браков и по росту количества разводов оказались республики Северного Кавказа. Я всегда считал, что там отношение к институту семьи очень серьезное.
- У нас очень неадекватное представление о том, что происходит с семьей и рождаемостью на Кавказе. У нас представление, что там очень высокая рождаемость. Что вообще там все замечательно. А на самом деле, по большому счету, все тренды отстают на 20-40 лет. Это можно назвать даже некой в кавычках отсталостью Кавказа. Но в этом смысле Кавказ еще держит традиционные нормы, это здорово. Но, к сожалению, они очень резко размываются с таким отставанием.
И коль скоро мы говорим о разводах, какой процент из тех браков, что были заключены в прошлый год в столице, на ваш взгляд, могут закончиться разводом в этом или следующем году?
- Если брать только местные браки, не туристические, то, по большому счету, ситуация в Москве очень сильно повторяет общую ситуацию по России. У нас примерно на 10 заключенных браков 7-8 разводов. То есть ситуация очень печальная, потому что чуть ли не каждый брак в итоге рассыпается.
С точки зрения того, что до трети и возможно более всех браков заключаются в Москве приезжими, то формальная статистика здесь чуть лучше. То есть у нас примерно половина заключенных браков в самой Москве дальше заканчивается разводами, здесь более благоприятная статистика.
И третий момент состоит в том, что если 20-30 лет назад мы били тревогу, когда люди разводились, то сегодня, к сожалению, первый брак распадается у двух третей семей. И дальше либо заключается второй брак, либо другой вариант.
Ну и, наконец, очень печальный тренд – то, что мы неправильно называем гражданским браком. Потому что официальный брак – он не церковный, он и есть гражданский с точки зрения юридического понятия. Но у нас гражданским браком называют, по сути, сожительство без оформления отношений. И, к сожалению, это становится все более популярным, модным, признается и родственниками, и родителями почти уже как нормальная ситуация.
А в чем вы видите причины изменения отношения к институту брака? Почему реже женятся, почему чаще разводятся?
- Институт брака подвергается просто термоядерным ударам со всех сторон. Потому что на самом деле брак – это семья в ее полноте. И всемирный и, к сожалению, российский кризис семьи, прежде всего, идет со стороны брака. Ведь что делается первым? Уничижается сам институт брака, когда говорится, что это простая формальность. Оттуда так называемый гражданский брак. Мол, если люди любят друг друга, о чем еще говорить, зачем брак, зачем брачный договор, да и просто регистрация как таковая?
Вот это первая линия нападения, и это неправильные рассуждения. Потому что брак означает, что люди внятно собираются строить семью, а это вопрос всей жизни. И в этом смысле брак – это очень важно. Второй момент – это дикие атаки на брак со стороны современных гендерных тенденций, когда ввели понятие «гендер» вместо «секс» как мужской и женский пол по-английски. Гендер – это, по сути, психологическое, социально-культурное конструирование. Кем ты себя видишь? И, по последним методикам ВОЗ, грубо говоря, количество гендеров может быть уже совпадающим с численностью населения Земли: «Так я вижу, как художник. Я гендер 5 млрд 378 типа». И это, конечно, тоже разрушает брак. Что бы ни говорили, как бы ни относились, но мне сложно представить, что два мужчины или две женщины создадут устойчивый брак, семью с точки зрения продолжения рода.
Третий момент нападения на брак – то, что мы называем сексуальной революцией. Где, по сути, рождение детей и половые отношения окончательно разошлись. Контрацепция делает так, что все это можно разделить. И это тоже огромный удар по браку. Поэтому я бы сказал, что в мире сегодня идет колоссальная бракоборческая кампания. В России же недавно вышел указ президента о сохранении традиционных ценностей. России надо бы показать себя лидером в позитивном плане. А пока мы этого не видим.
По статистике, в прошлом году средний возраст молодожена у мужчин составил 27 лет, у женщин 25. Но лет 30 назад возраст первый раз вступающих в брак был сильно ниже, то есть 18-21 год. Сейчас же первый брак может быть уже и в районе 30 лет. Это тоже как-то влияет?
- Конечно, это влияет. В Москве, кстати, цифры примерно те же. Они не сильно отличаются от общероссийских, и эта тенденция показывает, что, по большому счету, брак откладывается молодыми людьми по десяткам разных причин. Конечно, прежде всего, это желание пожить, выстроить карьеру, состояться материально, а потом решить все эти вопросы. Но, как показывает практика, многие дальше уже не успевают ничего решить. И, по сути, все заканчивается достаточно печально. Это, в том числе, мамы-одиночки, а у нас до трети семей из этого разряда. Или часто в семье один ребенок, а то и вообще отсутствие детей. И ничего хорошего в этой тенденции нет.