Большие надежды на «небесную канцелярию» возлагают фермеры по всему Содружеству. Как аномальная зима повлияет на урожай, попытался понять обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин.
Эти заснеженные поля для фермера Владимира Чухарева – дело всей жизни, а в масштабах страны – частичка продовольственной безопасности. Но гадать о будущем урожае он не любит.
«Снег – это хорошо всегда. Потому что после него остается много влаги, для пшеницы это очень важно, дает ей большое подспорье в начале старта, когда идет посев. Для овощей это тоже немаловажно, хотя есть разные технические приемы», – рассказал фермер Владимир Чухарев.
Это поле Владимир подготовит под озимые, на соседнем засеет яровые. Урожайность – десятикратная, из 200 посеянных килограммов зерна можно собрать две тонны. Другая ходовая культура в этом хозяйстве – картофель.
Клубни в ящиках и россыпью – остатки прошлогоднего рекордного урожая. Погодные условия тогда сложились лучшим образом, и фермеры набили закрома. Вот и этот склад был заполнен до потолка. Но такое изобилие оказалось выгодно простым покупателям, но не самим аграриям. Цены из-за большого предложения снизились. Взяли количеством. Из-за обилия урожая хозяйство Владимира Чухарева осталось в плюсе.
«Началась посадка, значит, техника должна выйти в поле и сделать это за максимально короткий промежуток времени, чтобы поймать влагу и исключить какие-то погодные факторы», – рассказал фермер Владимир Чухарев.
Появляются новые сорта, технологии, удобрения. А в сельском хозяйстве по-прежнему актуальна древняя пословица: «Весенний день год кормит».
Соя для Московской области – экзотика. Конечно, всем привычные соусы как в Китае или других странах Азии из нее вряд ли делают, но здесь она используется для севооборота. Это чтобы земля отдохнула, и за счет этого урожай картофеля и пшеницы стал бы выше.
В Российской житнице – Краснодарском крае – озимые уже взошли. Зима тут традиционно теплая, но малоснежная. Это в будущем может сказаться на качестве зерна: оно будет небольшим, как говорят, не нальется.
«Период влагонакопления в Краснодарском края длится до 15 марта. Мы надеемся, что за февраль и начало марта природа нам компенсирует недостаток влаги, который складывается на текущий момент», – рассказал директор учебно-опытного хозяйства Тимофей Логойда.
Вместе с прошлогодними запасами, как считают эксперты, Россия сможет не только обеспечить внутренний спрос на зерно, но и поставлять его на экспорт. И уж точно не стоит ожидать повышения цен на муку в рознице.
«Наверное, это к радости потребителя, но к неприятностям сельхозпроизводителям. Потому что для них это беда: все выросло, все подорожало, все составляющие в производстве поднялись в цене, а готовый продукт – зерно – упал в цене. На четыре-пять тысяч рублей за тонну мы в минусе имеем», – рассказал генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
А в Беларуси растения приняли оттепель за весну и потянулись к солнцу раньше обычного. Если ударят морозы, то этот урожай придется высеивать заново.
«В условиях Беларуси нужно, чтобы земля немножко подмерзла перед уходом в зимовку и накрыла их снежным покровом. Озимым некомфортно, они не спят, они как человек в полудреме», – отметил агрохимик Владимир Целуйко.
А в Казахстане с урожаем томатов фермеры уже попрощались. Эта культура погибает при нулевой температуре, а на юге республики почти две недели подряд ниже 20. На регион обрушились еще и снегопады, буквально похоронив под собой тепличный бизнес.
«Если не топить углем, то снег на крыше не растает. Вот так все наши теплицы и повалились под весом осадков. Сейчас 70% сельхозпроизводителей не могут заняться посевами. А на саженцы мы потратили миллионы», – поделился фермер Данияр Калтаев.
Сейчас власти на местах активно закупают уголь, чтобы спасти остатки урожая. Где-то рассаду собираются высаживать заново. Уже точно, что в этом году в Казахстане некоторые овощи появятся на прилавках позже. Впрочем, в Минсельхозе говорят, что погибший урожай в масштабах всей страны незначительный.
А в Кыргызстане, чтобы удовлетворить внутренний спрос, предложили запретить экспорт лука. В Узбекистане эта мера уже действует с января. Небывалые холода ниже 20 градусов застали солнечную республику врасплох, поморозив часть урожая. А ведь лук – обязательный ингредиент для традиционной самсы.
В Ашхабаде первый снег выпал в январе. Вообще в Туркменистане его видят только несколько часов за зиму, настолько быстро он тает, но аграрии страны готовы и не к такому. Урожай тут не оставляют под открытым небом, а сразу отправляют на склады. Они есть в каждом регионе страны, поэтому далеко овощи и фрукты возить не надо. Каждый оснащен линией сортировки, упаковки и климат-контролем, в зависимости от того, что хранят.
«В давние времена люди закапывали овощи и фрукты в землю. Это был своего рода холодильник. Сейчас же благодаря новым современным технологиям мы можем хранить все эти фрукты и овощи гораздо дольше. Мы можем круглый год обеспечивать рынки и магазины свежими фруктами и овощами», – рассказал сотрудник холодильного склада Бегенч Бабаев.
Виноградная лоза хорошо переживает холода, а вот колебания температуры – нет. Январь в Молдове выдался теплым. Было плюс 15. А потом температура опустилась до нуля. А тут еще и ледяной дождь.
«Видите, льдом покрыто. Северная сторона чистая, а южная обледенела. Пару дней назад слой льда был больше трех миллиметров, и сейчас есть. Поэтому люди не работают, мы не подрезаем виноград. Из-за корки льда не видно, где сухие участки, которые надо срезать. А если хорошую часть подрезать, веточка потом треснет из-за мороза», – рассказал агроном Андрей Ганган.
Традиционный поставщик цитрусов в страны СНГ – Азербайджан – сам может столкнуться с их нехваткой. Мороз на юге страны выжал все соки из фермеров.
«12 тонн мандаринов я выбросил. Оставалась надежда на апельсины, может, хоть апельсины будут хорошими. Хотел продать к празднику Навруз Байрам. Но ударили морозы, пошел снег, и вы сами все видите, что стало с урожаем», – отметил фермер Валех Мурсалов.
А урожай-то был небывалым. Но с фермерами изобилие сыграло злую шутку.
«Главная проблема в том, что мы не успели вовремя собрать весь урожай. Я ждал покупателей, чтобы сразу собрать с деревьев и продать. В этом году очень низкие цены, покупали у нас за 40 азербайджанских гяпиков. Продавать за такую цену мне не выгодно. Это тоже одна из причин, почему я оставил фрукты на деревьях. Хотел подождать, вдруг вырастут цены, но тут резко поменялась погода, мороз, снег», – рассказал фермер Шамо Назаров.
Впрочем, для азербайджанских аграриев это не повод отложить эксперимент. Они посадили морозоустойчивые сорта лимонов и мандаринов на Апшеронском полуострове, как раз, где Баку. Надеются на хороший результат, ведь урожай зависит не только от погоды, но и от самих фермеров.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе