Санкт-Петербург не зря называют Северной столицей России. Зима здесь длится дольше календарных отметок. Начинается погодная «серость» еще в середине ноября, а прекращается только в апреле. Светает в 10 утра, а темнеет уже около 16 часов. Солнечные дни, конечно, бывают, но это скорее исключение.
Пока психологи советуют надевать яркую одежду, агрономы, обгоняя время, старательно приближают весну. И специально ускоряют всходы цветов.
«Безусловно, для красоты и радости, – объясняет Александра Волчанская, ведущий агроном Ботанического сада Петра Великого. – У растений есть способность чуть раньше выйти из периода покоя, если создать им подходящие условия».
В Ботаническом саду Петра Великого есть свой погреб. Посетителей туда не пускают, он – только для опытов селекционеров. Какая бы температура ни была на улице, внутри всегда около нуля градусов.
«Эти условия позволяют пройти луковичным период охлаждения. Необходимо в среднем 14-15 недель, – говорит Александра Волчанская. – Но, безусловно, потом нужно будет занести растения в более теплое помещение, досветить луковицы, простимулировать различными удобрениями и фитогормонами. И получить цветение к тому сроку, который нам нужен».
На полках «подземелья» в этом году расположились 100 ящиков с тюльпанами и гиацинтами – это более 6 тысяч цветов. Природой им положено распускаться в мае, но здесь, под пристальным вниманием агрономов, это произойдет на 3 месяца раньше. Уже в середине февраля ученые планируют получить «урожай».
Технология, когда растения заставляют цвести раньше срока, называется выгонкой. Но, хотя она и считается среди ученых победой науки над природой, даже специалисты признают: искусственное ускорение очень сильно культуры ослабляет.
«С луковицами очень сложно все, – продолжает Александра Волчанская. – Они вообще заточены, как одноразовый инструмент. Мы используем в основном сейчас голландскую селекцию, потому что эти луковицы достаточно дешевые – 30-40 рублей за штуку – после выгонки их не реанимируют».
К сортам подороже отношение другое. Их всходы будут снова ускорять. Правда, после каждого такого процесса луковица должна будет пройти реабилитацию.
«Есть прибалтийские сорта, есть сорта отечественной селекции тюльпанов, которые можно из года в год культивировать, – отмечает Александра Волчанская. – Но после выгонки года два луковица должна отдохнуть и набрать необходимый объем».
Ускорять можно и цветение сирени. Делают это не только в Ботаническом саду, но и в Царском селе, в оранжерее Александровского парка. Здесь эта традиция еще с дореволюционного времени. Дело в том, что цветущие деревья очень любила жена Николая II, императрица Александра Федоровна. Поэтому тогда сирень держали во дворце практически всесезонно.
«Мы выгоняем сирень исторического сорта, который был выведен в конце XIX века во Франции, – говорит Ольга Филиппова, главный хранитель парков Государственного музея-заповедника «Царское Село». – Это первая махровая сирень в мире под названием «Мадам Лемуан». Именно ее так любила Александра Фёдоровна и именно она украшала Александровский дворец».
Технология выгонки пришла в Российскую Империю из Франции. Там этот процесс был популярен еще в конце XVIII века. Среди французов считалось, что в Париже нельзя купить цветущую ветку сирени только один месяц в году – в ноябре. Когда у деревьев биологический покой, и получить выгонку невозможно.
«В декабре мы в определенное время заносим сирень с улицы в помещение, и она проходит три этапа постепенного повышения температуры, – объясняет технологию Мавжуда Ослами, главный специалист оранжерейного комплекса Государственного музея-заповедника «Царское Село». – Сначала, в первом зале, она начинает просыпаться: почки проклевываются. Потом переносим деревья в более теплый зал. Там мы искусственно создаем весну, а сирень запускает процессы роста, активности. И последний зал, он самый светлый и с повышенной влажностью, чтобы растению было понятно – пора цвести. Эти этапы длятся полтора месяца».
Причем, если в природе сирень цветет три недели, то в Александровском дворце этот процесс продлевают до марта. Поэтому деревья из зимнего хранилища достают не все сразу. Три партии пробуждают по очереди.
«Естественно, нужно обязательно ее опрыскивать, – говорит Мавжуда Ослами. – Проводится три подкормки, потому что сирени, чтобы она набрала бутон, чтобы распустился цветок, нужно питание. Естественно, мы за этим следим. Так как растение пробудилось не в сроки, и механизмы не такие, как весной, мы должны помочь деревьям пройти все этапы за полтора месяца, хотя в природе они тратят на это в два раза больше времени».
В Ботаническом саду с сиренью не так спешат. Цвести, как и тюльпаны с гиацинтами, начнет в середине февраля.
«После этого сирень также пройдет курс реанимации, – объясняет Александра Волчанская, ведущий агроном Ботанического сада Петра Великого. – Это обязательно! В открытом грунте, в грядах она проведет порядка трех лет. Такой период отдыха необходим, чтобы вновь она смогла участвовать в выгонке».
К февральскому фестивалю цветов агрономы Ботанического сада Петра Великого выгонят не только тюльпаны, гиацинты и сирень, но еще крокусы и ландыши. Настоящая весна среди серой зимы.