По данным ученых, причиной массовой гибели тюленей в конце прошлого года в Дагестане стали чайки и мусорные свалки. Как спасти краснокнижный вид от вымирания, а экологию региона от катастрофы? Телеканал «МИР 24» поговорил об этом с доцентом кафедры зоологии Академии биологии и биотехнологии ЮФУ Тимофеем Барабашиным.
В начале декабря 2022 года Минприроды Дагестана заявило о 2500 мертвых краснокнижных нерпах, которые были обнаружены на побережьях Каспийского моря. Как их гибель связана с мусорными свалками и с чайками?
- Насколько мне известно, сейчас продолжаются работы по определению причин такой массовой гибели краснокнижных каспийских тюленей. И та история, которая связана с чайками и свалками – это всего лишь одна из версий, которые прорабатываются. Насколько мне известно, это еще не окончательное решение, и я знаю, что коллеги из Росприроднадзора, и из Академии наук, и из Всероссийского института рыбного хозяйства и океанологии работают по этой проблеме. И мне кажется, что рано однозначно говорить о том, что только такая ситуация, сложившаяся в Дагестане, повлекла за собой массовую гибель тюленей.
Если причина действительно в этом, то как взаимосвязаны чайки, мусор, тюлени?
- Должен сказать, что любые птицы являются и переносчиками, и резерватом определенного рода вирусных заболеваний, как опасного для самих птиц, так и для других видов животных и человека. В общем-то, еще с 70-80х годов прошлого века известно, что мигрирующие птицы переносят разные заболевания и вирусы, в том числе вирус гриппа. Это сейчас для нас стало более понятно, как различные вирусы попадают в среду человека, начинают активно размножаться, переходить межвидовой барьер и становиться причиной пандемии. Далеко ходить не надо, все мы прекрасно помним наш коронавирус. Это один из моментов, когда вирусы начинают передаваться от одного вида животных к другим.
Поэтому птицы всегда наравне с летучими мышами были переносчиками и рефугиумом для различных вирусных заболеваний. Ничего нового в этой ситуации не произошло. Что касается свалок, естественно, они являются местами скопления зимующих видов птиц в первую очередь, особенно в Дагестане. Туда птицы прилетают для зимовки с северных районов, большое количество разнообразных пернатых. И происходит обмен вирусными материалами между птицами. Это вполне очевидный момент, всегда так происходило и происходит. В этой ситуации свалки, может быть, и хорошо для птиц, если нет развития каких-то эпизоотий. Птичий грипп может быть очень серьезным фактором, который воздействует на домашних птиц, на личное подсобное производство, на птицеводство. Ведь приходилось целые фабрики закрывать и уничтожать поголовье из-за того, что птичий грипп передавался. Эта программа однозначно имеет место быть.
Как это связано с тюленями? Давайте до решения официальных органов не будем это обсуждать. На мой взгляд, пока рано говорить об этом.
Несколько дней на пляже с говорящим названием Оазис были обнаружены еще восемь погибших тюленей. В целом о больной экологической ситуации в Дагестане известно давно, но и по сегодня актуальны и грязные стоки в море, и те же свалки. Почему эту проблему не удается решить?
- Проблема имеет накопительный эффект. Люди выбрасывают мусор давно. Огромное количество пластика появилось относительно недавно. И проблемы с его накоплением и переработкой уже сейчас остро встают. На самом деле, одна из версий того, почему произошла эпидемия чумы в средних веках, в том числе в том, что на улицах было много мусора, от которого расплодились крысы. Экология все-таки связана со всем. Если есть мусор, появляются животные, которые его активно потребляют. Дальше начинается история, связанная с переносом каких-то заболеваний.
Что касается современного состояния экологии во многих регионах, тут можно сказать, что происходят определенные изменения. Зачастую негативные изменения могут быть связаны с изменениями климата, обводненности. Мы знаем, что, например, сильно меняется обводненность Волги, в связи с чем меняется уровень Каспийского моря. Очень похожая ситуация, даже в еще большей степени, на Дону. Его уровень в маловодье резко уменьшается. Меняется в целом вся экосистема. И как эти изменения будут воздействовать на тот или иной вид и в целом на экологию региона, на благополучие экосистемы региона? Здесь нам остается только понимать, смотреть, наблюдать и искать взаимосвязи.
Что, на ваш взгляд, ждет этот регион, если ситуация в ближайшее время не изменится?
- Что касается свалок и птиц, если все оставить как есть, то ситуации с передачей вирусов птичьего гриппа, предположим, в птицеводческие хозяйства, будут повторяться чаще. Распространение каких-то других заболеваний, которые переносят птицы, тоже может быть увеличено. Проблема свалок нуждается в решении. Однозначно необходимо мусор перерабатывать и как можно целесообразнее к нему относиться. Если оставить все как есть, лучше однозначно не будет.
Необходимо идти, находить и принимать меры, которые позволят, во-первых, уменьшить количество свалок, во–вторых, уменьшить количество мусора, который там появляется, наладить его переработку. Здесь должен быть экологически активный подход. Любой мусор отчасти всегда является сырьем, и сейчас в нашей экономической ситуации, может быть, это наоборот послужит толчком к переработке этого мусора.
По мнению экспертов, даже успешная рекультивация не поможет решить эту проблему, потому что мусор нужно не закапывать, а перерабатывать.
- То, о чем я и говорю.
Какие перспективы у региона?
- Все зависит от действия властей, от местных законодательных актов в области переработки и захоронения мусора, и от самих граждан. На самом деле, от каждого из нас зависит эта ситуация. Мы же генерируем этот мусор, и то, что вокруг нас делается, это, во многом, дело наших с вами рук, нужно начинать всегда с себя, а не ждать, что за вас кто-то решит вопрос.
Каспийский тюлень или каспийская нерпа – это единственное млекопитающее Каспийского моря. Оно занесено в Красную книгу в 2008 как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Как думаете, смогут ли меры по его спасению повлиять и стать решением для экологической ситуации, для региона в целом?
- Сложно сказать, как спасение каспийской нерпы отразится на экологии всего региона. В любом случае, со спасением этого тюленя какая-то часть экологических проблем будет решаться. Однозначно, будет какой-то эффект от совместных действий. Но было бы несправедливым говорить о том, что, если мы начнем спасать тюленя, резко улучшится экологическая обстановка.
То есть решение проблемы должно быть комплексным?
- Конечно. Экология же комплексная наука. В любом случае, все связано со всем.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: