23:01 03/02/2023

Закупки на равных: какие принципы лежат в основе системы торгов стран ЕАЭС?

В Алматы прошло выездное заседание консультативного комитета по государственным закупкам при коллегии Евразийской экономической комиссии. Как работает система госзакупок в странах ЕАЭС? Об этом телеканал «МИР 24» спросил директора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Жанар Адикову.

– В 2021 году вступили в силу правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных закупок. Можно ли сказать, что с момента появления этих правил система госзакупок ЕАЭС получила новый вектор развития?

– Да, я достаточно уверенно могу сказать, что система госзакупок действительно получила новый вектор развития. Как мы знаем, зачастую в странах в рамках госзакупок приоритетом ставят поддержку участия отечественных производителей. Но у нас работает союз, и получается, что теряется разделение: отечественное – это товар определенной страны или союзный товар. Теперь мы все это называем товаром, произведенным в союзе. Это очень большой шаг, когда, наравне с отечественным, в стране признается и союзный товар.

Не так давно совет ЕЭК дополнил правила, появились 55 новых товарных позиций. Сколько всего их теперь? И для чего произошло это пополнение?

– Мы достаточно часто дополняем наши правила товарными позициями. Что они представляют из себя? Наши правила состоят из двух моментов. Первое – приложение №1, где предусмотрены товары и условия производства. То есть когда этот товар может признаваться, как произведенный в союзе. Второе – правило, которое предусматривает перечень товаров, которые тоже считаются произведенными в союзе, но без определения условий производства.

Объемы прямых инвестиций в экономику стран ЕАЭС растут

Почему мы часто вносим изменения в правила в части их наполнения? Это большая работа, которая проводится пятью странами. Мы садимся за один большой стол переговоров и находим те равные условия производства для всех стран, чтобы товар считался произведенным в союзе. После того, как страны договариваются об этих условиях, определяют перечень технологических операций, мы включаем в эти правила тот или иной товар.

Получается, правила оказывают достаточно серьезную помощь бизнесу, потому что они повышают конкуренцию. Когда есть правила госзакупок, в которые попадают не только отечественные товары, но вообще товары, произведенные в Евразийском экономическом союзе, то и конкуренция повышается?

– Вы совершенно правы. Если раньше, например, в стране был один или два производителя определенной продукции, то теперь конкуренция повысилась, может быть, в некоторых случаях в пять раз. Потому что, когда производители из пяти стран все вместе будут участвовать в закупках, как минимум по одному из них будет больше потенциальных поставщиков. В первую очередь, это приводит к соблюдению самого базового принципа госзакупок – эффективного расходования бюджетных средств.

На сайте ЕЭК можно ознакомиться с евразийским реестром промышленных товаров. Можете объяснить, для чего он там размещен?

– В рамках применения этих правил расписаны все условия и правила, на основании которых мы определяем, соответствует ли товар критериям. И на основании этого мы включаем его в евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕАЭС.

В апреле 2021 года нашей комиссией создан информационный ресурс, где находятся производители из стран ЕАЭС, которые соответствуют условиям. Выписка из этого реестра позволяет бизнесу, потенциальному поставщику подтвердить заказчику из любой страны, что он производитель ЕАЭС и может участвовать в закупках.

Получается, если производитель в реестре не числится, то и в закупках стран ЕАЭС значит участвовать не может?

– Я так не сказала бы. Участвовать он может, но будут другие права. Он будет участвовать как поставщик из третьих стран, то есть тех, которые вне союза. Напомню, учитывая политику государств-членов ЕАЭС по поддержке отечественных производителей, зачастую этот инструмент используется, чтобы поддержать отечественного производителя. Если же он будет в реестре, то сможет участвовать в торгах на равных условиях, вместе с производителем страны-заказчика.

Как сейчас можно оценить объем рынка госзакупок в ЕАЭС, как он себя показал в 2022 году, рос или снижался? И с чем это, на ваш взгляд, связано?

– Мы следим за динамикой, за цифрами. Для нас важно, насколько эффективна наша работа по интеграции в итоге. Пока за 2022 год цифры только формируются, в марте ожидаем их поступление.

Если посмотреть в динамике 2020-2021 годов и девяти месяцев 2022 года, то мы видим определенный рост объема как самих закупок, так и взаимного участия государств-членов закупок. В 2021 году сумма закупок составляла 153 млрд. В 2022 году мы достигли эту цифру уже за девять месяцев, а итог покажет четвертый квартал.

Когда мы анализировали объем взаимных закупок, учитывали два момента. Именно закупки в производящих государствах-членах союза, и закупки, которые поставлены из государств-членов союза. То есть товары поставляют производители или посредники. Мы здесь тоже видим положительную динамику. По сравнению с 2021 годом, когда объем производящих поставок был 0,4% от общего, то в этом году показатель уже стал 0,7%. Это очень хороший рост. Я думаю, что он произошел благодаря тому, что производители уже могут напрямую, без посредников заявить о себе, могут участвовать в закупках как производители своих товаров. И у них есть прямой доступ к закупкам.

Как измененные техрегламенты ЕАЭС отразятся на жизни людей

Поговорим о процедурах. Летом прошлого года коллеги ЕЭК утвердили перечень мер по цифровизации госзакупок в странах ЕАЭС в рамках реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. На какой стации реализации находится этот документ?

– Мы говорим об интеграции, в направлении которой сейчас работаем очень активно. Все потенциальные поставщики территориально расположены вдалеке друг от друга. Поэтому стратегическим направлением и одним из приоритетов определена цифровизация государственных закупок. Мы разработали перечень мер по цифровизации. В частности, он состоит из трех основных блоков.

Первое – это нормотворчество, внесение изменений в наш договор о союзе, где мы хотим закрепить основные положения, связанные с цифровизацией. Такие, как сама электронная система закупок, составление электронных протоколов, электронные договоры. Это те базовые инструменты, которые необходимы для того, чтобы рынок цифровизации вообще работал.

Следующий блок – это мероприятия, в соответствии с которыми страны проработали бы программно-аппаратные комплексы, порталы. Раньше в странах союза уровень цифровизации в закупках значительно отличался. То есть если Казахстан в этом направлении передовое государство, то есть страны, которые электронные порталы только создали. Наша задача выровнять их, создать равные условия. Показывать странам, как можно это делать, давать инструменты.

И третий блок – это создание различного рода государственных информационных систем, – как автоматических, так и электронных. Это как минимум пример для формирования реестра банковских гарантий. Например, проведение процедур в электронном формате различными способами.

Также хотим здесь применить достаточно новый инструмент, который в некоторых странах используется и антимонопольными органами, – это мониторинг возможных взломов на торгах. Поэтому мы здесь очень активно работаем по цифровизации процедур самих закупок.