Ученые США собираются воскресить птицу додо, вымершую больше 300 лет назад. Какие технологии могут в этом помочь и насколько велик шанс на успех? Об этом телеканал «МИР 24» спросил доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией клеточных технологий Института общей генетики им. Н.И. Вавилова Сергея Киселева.
Знаменитый персонаж из книги «Алиса в стране чудес» – это дронт, пернатый эндемик с острова Маврикий, истребленный человеком более 300 лет назад. Насколько реализуема идея возвращения к жизни вымерших из-за человека видов, с научной точки зрения?
– Человек пытается реализовать все свои идеи. В частности, теоретически эту птицу можно восстановить с помощью метода редактирования генома. Потому что уже есть успешные опыты, проведенные на птицах. Например, в Японии сделали гипоаллергенных кур, когда удалили один из генов с помощью метода редактирования генома, изменили его. И яйца, которые несут эти куры, стали гипоаллергенными. То есть с птицами с помощью метода редактирования генома человек работать умеет.
Авторы амбициозного плана – это биотехнологи компании Colossal Biosciences, уверены в своем успехе, так как уже полностью расшифровали геном птиц додо. Это действительно главное в этой работе?
– Расшифровать геном объекта исследования – это большое дело. Но это всего лишь начало пути. От существующих сегодня видов дронт будет отличаться, наверное, тысячей, а может десятком тысяч каких-то изменений. Сегодня ученые достаточно успешно с помощью метода геномного редактирования на птицах изменяют всего один ген. Но на других объектах меняют одновременно десятки генов. Но внести десятки или десятки тысяч изменений – это достаточно большое расстояние, в тысячу раз. И на сегодняшний момент я бы сказал, что теоретически это возможно, но насколько это будет достижимо на практике, посмотрим.
ДНК дронтов в музее сохранилась, и ученые собираются использовать ее вместе с генетическим материалом никобарского голубя, который считается ближайшим родственником птицы додо. Как они собираются это делать?
– Это может быть сочетание двух технологий – клонирования и редактирования генома. Технология редактирования генома птиц, можно считать, отработанная. Я приводил пример внесения мутации для получения гипоаллергенных яиц. Но именно технология клонирования на птицах пока еще не отработана совершенно. Поэтому сегодня сочетание этих двух технологий на птицах выглядит полуреальным, но надо работать.
Предстоит воздействовать на клетку эмбриона под яичной скорлупой. По сравнению с редактированием генов млекопитающих, задача проще или сложнее?
– До яичной скорлупы там, скорее всего, дело не дойдет. Это будет, вероятно, стадия, когда скорлупа еще не сформировалась. Все-таки все генетические изменения изначально вносятся на стадии всего одной клетки для того, чтобы они были эффективными. Так что яичная скорлупа тут проблемой не будет. Но, еще раз повторяю, эксперименты с птицами пока одиночные и массового распространения не получили.
Если допустить, что все-таки удастся воскресить эту птицу, это будет настоящий дронт или все-таки нечто похожее на него?
– Я думаю, что в любом случае повторить полностью генетический код именно дронта с использованием геномной ДНК другого вида у ученых не получится, потому что изменений, которые они должны будут внести, чтобы сделать птиц идентичными, очень много. Конечно, они могут создать некий новый вид, и может будут иметь право назвать его дронт 2.0.
Окончательный план ученых – вернуть эту птицу на остров Маврикий, где он обитал более 300 лет назад. А будет ли ему сегодня комфортно там?
– Этот вопрос лучше адресовать дронту 2.0. Но я думаю, что, если это будет именно дронт 2.0, то есть птица на основе существующего сегодня голубя, то эта птица будет адаптирована к сегодняшним условиям. И это все-таки будет не тот дронт, который жил 300 лет назад. Я думаю, в этом случае он может вполне комфортно себя чувствовать.
Тем не менее, учитывая, что другая среда, условия изменились, климат меняется…
– Понимаете, это же будет не тот же самый дронт. Он сделан на основе сегодняшней птицы, в которую внесено всего лишь ограниченное количество изменений.
То есть получится модифицированный или гибридный вариант?
– Да, какой-то гибрид. Я больше боюсь даже другого, что, с появлением этого дронта 2.0. и внесения каких-то генетических изменений, мы можем получить некую обратную реакцию, потому что, например, микроорганизмы и вирусы, которые существовали у тех дронотов, могут оказаться губительными для сегодняшней экологии, окружающей среды и в том числе человека.
Еще один важный момент. Colossal Biosciences – это одна из самых успешных стартап-компаний. Ее нынешняя стоимость оценивается в полтора миллиарда долларов. Может быть, воскрешение додо – один из дополнительных аргументов для привлечения инвесторов?
– Вы знаете, заведуют этой компанией Джордж Черч уже лет 20 хочет восстановить шерстистого мамонта. И такое впечатление, что у него лозунг «Карфаген должен быть разрушен». На самом деле, это очередная его кампания, которая привлекает очередные средства. Были до этого и другие компании, которые занимались восстановлением мамонта, волка и других видов. Мы пока не видим ни мамонта, ни волка, но теперь на знамя он поднял птицу додо для того, чтоб было что-то новенькое.
Но первых мамонтят обещают все-таки к 2028 году.
– Вы знаете, обещать – не значит жениться. Весь предыдущий опыт говорит, что пока близкого ничего нет. К тому же, нет никаких публикаций и основ для того, чтобы сегодня успешно прошло геномное редактирование слона и внесены какие-то новые изменения в него. И срок – 2028 год, мне кажется, несколько нереалистичен, учитывая то, что беременность у слона протекает около 1,5 лет. Так что, учитывая то, что сегодня уже 2023 год, осталось пять лет, времени исключительно мало.
Но какие реальные чудеса способны подарить человечеству технологии генного редактирования? И когда это возможно?
– Геномное редактирование уже подарило чудеса. Я привел пример – гипоаллргенные яйца. Несушки такие сделаны, что у них убран один ген. Хотя там бы еще пяток убрать, тогда бы все яйца стали гипоаллерганными.
Восстановлены быки с помощью клонирования, сделана безрогая корова, а это экономия пространства и снижение травматизма. Потому что рядом с бодающейся коровой другую не поставишь, особенно при транспортировке.
Я уже не говорю о том, что достаточно успешно геномное редактирование применяется и в сельском хозяйстве, в создании новых видов растений, и в медицине идет несколько клинических исследований различных болезней, в том числе болезней зрения, и там методы геномного редактирования тоже показывают свою эффективность.
То есть впереди нас ждет много интересного?
– Да. Технологических достижений может и можно ждать, ведь было же научное открытие системы геномного редактирования. Теперь мы ждем технологических успехов от ее применения.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: