8 февраля исполняется 95 лет со дня рождения самого знаменитого киноразведчика СССР и России, актера Вячеслава Тихонова. В честь его юбилея рассказываем о его звездных ролях, а также о том, как он не стал инженером, почему не снимался целых 10 лет и отчего распался его семейный союз с Нонной Мордюковой.
Если и писать с кого-то портрет идеального советского творческого человека, то именно с Вячеслава Тихонова. Ему достались все возможные регалии востребованного советского артиста. Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий и престижной кинематографической премии братьев Васильевых. Тихонова узнавали на улицах, бросались за автографами, в него влюблялись, о нем грезили. А он всегда оставался собой: мягким, интеллигентным, немного нерешительным человеком, напрочь лишенным симптомов «звездной болезни».
Фото: Коньков Александр/ТАСС
Почти все образы, воплощенные Вячеславом Тихоновым на экране, это мужественные, сильные духом, уверенные в себе герои, способные и на сильное чувство, и на решительный поступок. А вот в жизни именно решительности актеру доставало не всегда. Хотя как минимум однажды он сумел настоять на своем в споре с судьбой. И получил от нее настоящий гран-при.
Речь идет об истории поступления Тихонова во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Он пришел туда в 1945 году, когда только-только отгремели победные салюты. На войну родившийся 8 февраля 1928 года в подмосковном Павловском Посаде парень не успел. Вместо этого ему досталась судьба рабочего-подростка. Когда после начала войны школу, где учился Тихонов, передали под госпиталь, он ушел в ремесленное училище. Как признавался Тихонов в одном из своих интервью, «особенно рады были практике, понимая, что этим мы тоже помогаем фронту, своими детскими силами приближаем победу». По окончании училища Тихонов трудился на военном заводе токарем по металлу – до самого победного 1945 года.
Впоследствии актер рассказывал, что каким бы трудным ни было военное время, они с приятелями непременно находили возможность забежать в кино. Пусть даже на старый, фильм, который уже много раз видели. Юный токарь восхищался игрой любимых актеров: Бориса Бабочкина и Николая Черкасова, Михаила Жарова и Петра Алейникова. Он запоминал их движения и позы, интонации и выражения лиц. И в конце концов решил, что кинематограф – его призвание, та работа, которой он готов посвятить всю свою жизнь.
Из всей рабочей семьи Тихоновых, жившей в двухэтажном деревянном доме, это выстраданное решение поддержала только бабушка. Родители видели для сына совсем иное будущее. Отец трудился механиком на ткацкой фабрике, мама была воспитателем в фабричном детском саду. Они видели сына квалифицированным рабочим, ну максимум – инженером. Уступая их уговорам, в 1944 году Тихонов стал студентом нулевого курса автомеханического института в Москве. Был еще вариант пойти учиться на агронома в сельскохозяйственную академию, но работа на земле совсем не привлекала мечтательного юношу.
Однако через год, огорошив родителей заявлением о том, что он передумал быть инженером, Тихонов отправился покорять приемную комиссию ВГИКа, но – провалился. Самостоятельных репетиций в перерывах между работой на заводе и учебой оказалось недостаточно для успешной сдачи экзамена по актерскому мастерству. Подвела и внешность: будущей звезде советского кино сказали, что он нефотогеничен.
Не согласился с этими печальными для Тихонова выводами только его будущий педагог Борис Бибиков. То ли сразу разглядел в расстроенном юноше искру актерского таланта, то ли, как говорил сам актер, хотел разбавить слишком «женский» курс. В любом случае, Бибиков увел Тихонова в аудиторию, долго беседовал с ним, а потом добился, чтобы того зачислили на его курс пробно, на один семестр. «Я очень старался, – вспоминал позже Тихонов, – чувствовал большую ответственность и, хорошо сдав экзамен по актерскому мастерству, стал настоящим студентом».
Фото: ТАСС
Вряд ли Борис Бибиков и его жена Ольга Пыжова, которые вместе вели тихоновский курс, потом жалели о принятом решении. Во всяком случае, по окончании мастерской Вячеслав Тихонов получил диплом с отличием и снялся в фильме «Молодая гвардия». Правда, после этого он целых десять лет не получал серьезных предложений от режиссеров. И это несмотря на то, что все его товарищи по съемочной площадке фильма, ставшего для них дебютной картиной, были куда успешнее.
Кстати, именно на съемках этой картины Тихонов познакомился со своей первой женой – актрисой Нонной Мордюковой, будущей матерью его сына Владимира Тихонова. Однако счастья не вышло: семья перебивалась случайными заработками. Мордюкова как могла подрабатывала: выступала то в школах, то в сельских клубах, часами стояла на сцене в неотапливаемых залах. К тому же Вячеслав Тихонов всегда немного стеснялся своей темпераментной и шумной жены, просил ее «не петь в гостях частушек» – так он называл все, что она исполняла, включая романсы. «Слава – человек нежный, хороший, даже, можно сказать, прекрасный, но у него был один недостаток – он меня не любил», – с грустью говорила Мордюкова много лет спустя. Они прожили вместе 13 лет, после чего расстались.
Второй супругой Вячеслава Тихонова, с которой он оставался до самой смерти, стала преподаватель французского языка Тамара. В этом браке родилась его дочь Анна, ставшая актрисой и продюсером.
Что же касается киносудьбы знаменитого актера, она не торопилась развиваться. Но если особой решительностью Тихонов не отличался, то терпением – еще как! Поэтому, несмотря на безролевое десятилетие, руки не опустил и в себе не разочаровался. Не берут в кино? Играй в театре-студии киноактера! Не дают больших ролей? Оттачивай мастерство в маленьких!
Эта тактика принесла долгожданный результат: в 1957 году на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Вячеслав Тихонов сыграл в ней роль балагура и заводилы, тракториста Матвея Морозова. Пусть на экране, но ему все-таки пришлось воплотить ту судьбу, которую прочили ему родители. «Надо жить на экране, а не играть, – позже сформулировал свое кредо известный артист. – Тогда и зритель поверит тебе». Так или иначе, но его Матвей Морозов буквально очаровал зрителей.
С фильма «Дело было в Пенькове» и началась успешная кинокарьера Вячеслава Тихонова. В год выхода этой картины он стал актером киностудии имени Горького, с которой и была связана вся его дальнейшая судьба. Какие только роли ни доводилось ему тграть! И скромного, интеллигентного учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника», и бесшабашного матроса Райского в картине «Ч.П. – Чрезвычайное происшествие», и хозяина знаменитого пса из ленты «Белый Бим Черное ухо», и лейтенанта Рукавичкина из «Майских звезд», и капитана Суздалева в «На семи ветрах».
Практически каждый фильм приносил Тихонову все новую и новую славу и известность. Но все же главную роль в его превращении в кинозвезду государственного масштаба сыграли два легендарных фильма: «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой.
Фото: ТАСС
Как ни удивительно сегодня это звучит, Бондарчук сначала не собирался брать Тихонова на роль князя Андрея Болконского. Воплощать этот образ должен был Иннокентий Смоктуновский, и режиссер уже утвердил его кандидатуру. Но перед самым началом съемок Смоктуновский уехал на съемки в Ленинград. «После некоторое время шел разговор о кандидатуре Стриженова, – рассказывал Тихонов. – Попробовать меня на роль Болконского режиссеру посоветовала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева».
Шестилетний труд над «Войной и миром» потребовал от всей труппы колоссального труда. Но Вячеслав Тихонов как раз и отличался незаурядным терпением и привычкой к тяжелой работе, так что ему удалось стать очень убедительным Болконским. В 1966 году, после выхода на экраны фильма, Тихонов стал знаменитостью мирового масштаба: лента получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Второй легендарной лентой в судьбе Вячеслава Тихонова стал 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны». После его премьерного показа, начавшегося 11 августа 1973 года, и повтора, который состоялся всего через три месяца, его окликали на улицах по экранному имени – Штирлиц, он же советский разведчик Исаев. «Да, иногда меня так называют», – признавался актер, который любил этот экранный образ, но очень не хотел, чтобы он стал его единственной запомнившейся ролью. Впрочем, от самого Тихонова это уже не зависело: регулярные показы популярнейшего сериала не оставляли ему ни единого шанса оторваться от своего героя.
В тени штардартенфюрера Отто фон Штирлица со временем оказались не только ранние, но и многие поздние, столь же замечательные и выразительные работы Вячеслава Тихонова. Например, роль майора НКВД Млынского из трилогии «Фронт без флангов» (в нее также вошли ленты «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»), генерал-майора КГБ Константинова в сериале «ТАСС уполномочен заявить» или рядового Стрельцова из «Они сражались за Родину». Примечательно, что Стрельцов – бывший агроном: судьба в очередной раз нашла возможность напомнить Тихонову о том, кем он мог бы стать.
Традиционно считается, что после 1991 года Вячеслав Тихонов перестал сниматься в кино, поскольку отказывался от ролей. Однако сам актер этого никогда не утверждал; более того, он подчеркивал, что ему повезло остаться востребованным. «Я всегда чувствовал себя нужным и востребованным, – говорил Тихонов. – Другое дело, иногда отказывался от ролей, будучи неуверенным в себе. Но судьба была благосклонна ко мне, я много снимался. Даже в так называемые года «безкартинья», когда после начала перестройки кино стало сплошь коммерческим, я играл достаточно много».
Свою последнюю роль Вячеслав Тихонов сыграл в последнем фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Ему выпало воплотить образ ни много ни мало Бога – «Человека с добрым лицом», как его называют по сюжету. Пожалуй, эта надпись могла бы стать лучшей эпитафией знаменитому артисту. Он ушел из жизни 4 декабря 2009 года. Несмотря на всю мужественность и харизматичность его героев, он покорил сердца зрителей именно своим добрым лицом. Как ни упиралась судьба, но переделать характер Тихонова она не смогла. Он всегда оставался в первую очередь добрым интеллигентным человеком, и лишь потом, да и то не всегда – звездой кинематографа.
Подробнее в сюжете: Новости кино