Аэростаты широко использовались для разведки с 1950-х годов и не теряют своей актуальности сегодня, считает историк авиации Владимир Иванов. Ранее за февраль США сбили в небе над Северной Америкой четыре воздушных шара, основные подозрения пали на Китай, а бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден 14 февраля отметил, что шумиха вокруг аэростатов призвана отвлечь внимание американцев от результатов расследования Сеймура Херша о взрывах трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2», а также расходования бюджета. MIR24.TV поговорил с Владимиром Ивановым о том, зачем сегодня могут быть нужны аэростаты-шпионы.
«Первым использовать аэростаты в целях разведки начали США в начале 1950-х годов, а с 1956-го они в очень больших количествах использовали их против СССР. Запускали из Германии, Великобритании, Италии, Турции, все зависело от того, откуда идут струйные течения. Если с севера, то пускали из Великобритании, если с запада – из Германии, с юга – из Италии и Турции. Они получали очень много разведывательной информации, помимо обычной фотосъемки записывали радиолокационные сигналы, пробы воздуха, чтобы определить, были ядерные испытания или нет, какие именно. В 1956 году они эту технологию отработали полностью, и начались массовые запуски, иногда до 300 шаров в день. Летчик только приходит домой – опять сирены боевой тревоги, опять бежит сломя голову на аэродром, и самолет идет на перехват шара. Только садится, только дозаправит – опять боевая тревога, опять перехват шара. Были и потери с нашей стороны, связанные с тем, что летчик попадал в плохие метеоусловия. Со временем использовать аэростаты для разведки стали и другие государства, в том числе Китай», – рассказывает историк авиации.
Силам ПВО ставилась задача, чтобы ни один шар не прошел через особо важные точки, например полигоны и космодромы. Любой такой пролет считался чрезвычайным событием. По словам Иванова, сбивать аэростаты сложно, летчикам перехват шара засчитывался как полет в боевых условиях.
«Почему американцы сейчас не могли сбить? Именно потому, что он движется медленно, а реактивные самолеты медленно летать не могут. Есть так называемая скорость сваливания в штопор, в зависимости от типа реактивного самолета. Это где-то 250-300 км/час для старых самолетов, сейчас, пожалуй, 300 км/час», – отмечает историк.
Удивительно, но такой архаичный аппарат, как аэростат, в целях разведки не теряет своей актуальности и сегодня: он может заснять территорию государства с малых высот, что значительно повышает точность данных со спутников, и к тому же дешево стоит.
«Почему существуют разведывательные самолеты, в том числе беспилотные? Потому что качество информации, которую ты получаешь с малых высот, не сравнимо с тем, что ты получаешь со спутника. Кроме того, если у тебя есть комплексная информация, то из нее может получиться более качественная и более точная развединформация. Одно другое не отменяет, ведь информации много не бывает», – считает Владимир Иванов.
Подробнее в сюжете: Шпионские страсти
Читайте также: