В чем особенность онкологии у ребенка и как вернуть полноценную жизнь маленькому пациенту, телеканал «МИР 24» спросил у врача-онколога Алевтины Киселевой.
Если брать и мировую, и российскую статистику, то ежегодно этот диагноз в мире получают 400 тысяч детей. Около 100 тысяч, по этой же статистике, становятся жертвами болезни. Если брать российские цифры, то каждый год заболевает раком около 4 тысяч детей. Насколько отличаются показатели статистики у детей и взрослых?
– Заболевание онкологией у взрослых и детей отличается. Детский рак считается редким, и ежегодно заболевает около 4 тысяч детей, а у взрослых ежегодная заболеваемость около 600-700 тысяч человек.
Онкология у взрослых – это, как правило, заболевание, приобретенное в ходе жизни, на него влияют какие-то внешние факторы. А у детей что это, какие-то врожденные проблемы?
– Предположительно, детская онкология развивается во внутриутробном периоде, когда в закладке органов происходят какие-то мутации. И дети рождаются с тем, что, возможно, у них будет онкология. Бывает онкология у младенцев, которые только родились. Если заболевают дети 5-6 лет, ученые предполагают, что были мутации, которые активировались в более позднем детском возрасте.
Как говорят специалисты, особенность рака в детском возрасте – скорость развития болезни. Это происходит гораздо быстрее, чем у взрослых. Почему?
– Ребенок очень быстро растет, и клетки организма быстро делятся. Так же быстро делятся и клетки злокачественных образований, они получают больше питания. У детей больше процессов в организме идет именно на рост и размножение всех клеток.
Как себя проявляет детский рак? Есть ли какие-то специфические симптомы?
– К сожалению, трудность детской онкологии в том, что, если это маленький ребенок, он не может пожаловаться и сказать, что у него что-то болит. Нет специфичных симптомов. Нужно внимательное отношение к ребенку и регулярный осмотр у врача.
Насколько я знаю, самый распространенный диагноз – нейробластома. Что это за опухоль?
– 50% онкологии у детей до пяти лет – это нейробластома. Это опухоль, которая развивается из незрелой нервной ткани и может возникать по всему организму, чаще в области надпочечников, в брюшной и грудной полости, на шее. Везде, где есть незрелые клетки нервной системы.
Она быстро прогрессирует, и главное ее вовремя заподозрить. Если процесс не затронет другие органы, шанс на излечение может быть выше 90%.
В России находится самый крупный в Европе специализированный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Его создали в 2005 году после встречи президента с мальчиком с лейкозом, и в честь этого мальчика центр и назван. Один из уникальных методов, поставленных на поток в этом центре – лечение с помощью иммунокомпетентных клеток. Что это?
– Дело в том, что в обычном состоянии человека иммунитет каждый день борется с онкологическими клетками, которые возникают у человека на протяжении всей жизни. И ученые разрабатывают несколько разных ветвей лечения либо с помощью активации иммунитета, либо введения клеток, обученных распознавать раковые клетки. Это все помогает нашему иммунитету находить и нейтрализовать раковые опухоли. Соответственно, сейчас это самое передовое направление.
А какие еще методы лечения детского рака сейчас наиболее эффективны?
– У детей лечение отличается от взрослых. Дети не могут перенести такой большой объем операций, как взрослые. В детской онкологии применяют высокодозовую химиотерапию. У взрослых она практически не применяется, так как они хуже ее переносят и очень тяжело восстанавливаются. Также используют лечение с помощью стволовых клеток. Проводится высокодозная химиотерапия, которая все убивает, в том числе быстрорастущие клетки костного мозга. И дальше, чтобы помочь ребенку восстановиться, возвращают стволовые клетки.
Есть новая методика, которая сейчас активно развивается – CAR-T терапия. И у взрослого, и у детей забирают кровь и выделяют из нее лимфоциты, которые обучают распознавать раковые клетки. Затем возвращают обратно в кровь ребенку или взрослому, болеющему онкологией, и эти клетки начинают активно искать и атаковать раковые клетки.
Есть несколько направлений, связанных с препаратами, которые действуют точечно. Они так и называются – таргетные препараты. Они ищут определенную мишень у раковых опухолей и действуют именно на них.
Есть еще много всего, сейчас онкология на пике своего развития. Очень много исследований направлены на генную инженерию. Ученые изучают геном человека и пытаются понять, можно ли встроить определенные вещи, можно ли эти мутации изъять из спинного мозга, чтобы не возникало той же наследственной онкологии. Все очень быстро развивается. Я думаю, что мы придем к новому этапу лечения онкологии, оно станет более успешным.
Даже то, что вы сейчас рассказали, звучит фантастикой. Но когда мы говорим о любых заболеваниях, о медицине, всегда звучит фраза, что заболевание легче предсказать, чем потом лечить. Есть ли универсальные методы в смысле профилактики детской и взрослой онкологии?
– Профилактика направлена на ведение здорового образа жизни. Взрослые сами понимают и выбирают, идти ли по этому пути, а родители должны прививать здоровый образ жизни у детей. Но это не гарантирует того, что человек не заболеет онкологией. Это поможет предотвратить те пусковые механизмы, которые стимулируют образование онкологии.
От ваших коллег доводилось слышать, что в 75% случаев детский рак излечим полностью. Что для этого необходимо?
– Необходимо вовремя обнаружить заболевание, что является очень сложным моментом. И родители должны быть внимательными, особенно к младшему возрасту, когда ребенок не может пожаловаться. Нужно приходить на регулярные осмотры. К ним большинство халатно относится, но на самом деле именно там выявляются первые признаки онкологии.
У младенцев есть регулярный осмотр офтальмологом, чтобы обнаружить ретинобластому – онкологию глаз. Делают УЗИ брюшной полости. В общем, нужно регулярно следить и проходить обследования. Может быть, ребенок часто устает, или начинает прихрамывать, или как-то изменил поведение. Если у ребенка с утра рвота, которая облегчает головную боль, два-три дня мама может понаблюдать, но затем все равно нужно обратиться ко врачу, потому что это могут быть признаки опухоли головного мозга.
Плюс есть такая проблема, что детских онкологов в России и в принципе в мире не хватает. Это очень тяжелая специальность, не каждый врач выдержит такую моральную нагрузку. Мало людей даже хочет учиться на детских онкологов, понимая всю сложность. В некоторых районах даже нет детских онкологов. Должна быть развита онконастороженность врача-педиатра, чтобы вовремя обнаружить и отправить пациента туда, где есть онкологи.
Подробнее в сюжете: Гости эфира