19:38 19/02/2023

Сто миллионов тонн обломков: землетрясение обнажило «дыры» в строительной отрасли Турции

ERDEM SAHIN/EPA/ТАСС

100 миллионов тонн – это объем завалов, который предстоит расчистить в зоне землетрясений в Турции. Столько вместит 660 стадионов. 82 тысячи зданий либо обрушились, либо получили критические повреждения. Главный вопрос – как такое вообще могло случиться? Разбирался специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

Это кадры турецкой полиции. Строительный олигарх Мехмет Яшар Джошкун пытается с крупной суммой наличных улететь в Черногорию. Взяли в аэропорту. Теперь ему грозит вплоть до пожизненного. Следствие считает: он причастен к массовой гибели людей и обрушению зданий в провинции Хатай.

Напряжение тектонического сдвига в Турции копилось 200 лет
Компания обвиняемого «Резиденция Ренессанс» строила здесь элитное жилье. Вот так выглядел жилой комплекс на 250 квартир по цене полторы сотни тысяч долларов каждая. В рекламе апартаменты называли его «небесной площадью».

А так это выглядит сейчас. 12-этажный комплекс целиком опрокинулся набок после первого же толчка. По оценкам спасателей, почти тысяча человек так и остались под завалами.

Всего более 130 человек в розыске. Еще двоих уже никто не ищет. Турецкая газета Milliyet сообщает: два директора компаний-застройщиков виновны в обрушении семи зданий в одной из провинций на востоке страны. Оба найдены мертвыми под руинами зданий, которые сами же и строили.

Уже сегодня понятно: это землетрясение по своему масштабу беспрецедентно за всю историю сейсмонаблюдений в Турции. Десятки тысяч погибших. Миллионы пострадали: кто покалечен, кто без родни остался, кто без крыши над головой, а у кого-то все эти беды разом.

В 1999-ом сразу после землетрясения, которое унесло жизни 17 тысяч человек, в стране пересмотрели нормы строительства. Ввели жесткий контроль. Но, по данным государственного института статистики, более половины из разрушенных зданий построены уже после реформы. Сейсмостойкие они только на бумаге.

Из Турции – журналист Инна Саттарова: «Проблема в Турции – точечная застройка. Вот буквально под окнами моего дома вырос еще один многоэтажный дом. Сейчас в Турции настоящий строительный бум. Огромное количество проектов реализуется. Несмотря на то, что есть временно закрытые районы, цены вниз не идут. И сейчас главный вопрос у застройщиков: удастся ли сдать в эксплуатацию все эти дома?»

Для такого есть «Строительные амнистии». По сути, легальное освобождение от штрафов за строительство зданий без сертификатов безопасности. А еще легализация незаконных построек. Такие амнистии объявляли с 60-х годов. Последний раз пять лет назад. По всем местным каналам рекламу крутили:

- Что ж, мои дяди, мои тети, мои братья и сестры, у меня хорошие новости! Мы жили в страхе, что наш дом снесут, но государство дает разрешение.

- Всем соседям, конечно, раздадут?

- Да! Достаточно подать заявку и получить свидетельство о регистрации!

«Эрдоган сказал, что благодаря этой амнистии решили проблему с жильем 145 тысяч жителей. И вот подумайте теперь, что это значит: здание без разрешения, оно построено без предварительных каких-то условий, договоренностей и регламентов», – отметил главный редактор интернет-издания «МК в Турции» Яшар Ниязбаев.

По данным турецкого Союза инженеров и Палаты архитекторов, в одних только зонах землетрясения на юге Турции такие амнистии получили застройщики 75 тысяч зданий. Впрочем, есть застройщики, которые еще 20 лет назад стали работать как положено.

«Когда вы начинаете строительство, вы должны учитывать уровень сейсмичности. Сейчас есть современные средства защиты, сейсмоизоляторы. К сожалению, в Турции только пять процентов домов обладают этими системами. Например, в Китае все здания построены с учетом этих систем, это для них стандарт», – рассказал глава строительной компании DM GROUP Мехмет Кылынч.

Так называемый сейсмоизолятор – по сути подвижная «прослойка» между зданием и фундаментом. Это дорого, это сложно. Но при ударах стихии спасет и здание, и жизни его обитателей там, где обычный дом гарантированно сметет.

У Армении, которая совсем рядом с Турцией, свой опыт. После землетрясения в 1988-м году там постоянно совершенствуют технологии строительства.

«Такие здания по новым нормам разрешается строить до 25 этажей. Если ожидается самое сильное землетрясение, здания должны получать незначительные повреждения, маленькие повреждения, которые можно устранить после землетрясения. А человеческих жертв вообще не имеется ввиду, абсолютно», – сказал начальник управления сейсмостойкости сооружений, к.т.н. Завен Хлгатян.

В Турции учет всех крупных и средних землетрясений ведется с начала прошлого века. На основе этой статистики десятки лет назад составили сейсмокарту страны. «Красные зоны» – самые опасные. Там самые сильные подземные толчки. И к любому строительству здесь повышенные требования безопасности. Именно в «красной зоне» и случились самые большие разрушения.

Яркий пример – город Нурдагы. Провинция Газиантеп. Полностью стерт с лица земли. Восстанавливать там просто нечего. И с карты страны город исчезнет. И вместо того, чтобы объединиться перед лицом общей беды, политические фронты выясняют отношения. Оппозиция обрушивается с критикой на действующую власть.

«Для любой оппозиции это очень серьезный «подарок судьбы», потому что при таких катастрофах, любых несчастных случаях всегда страдает руководящая часть той или иной страны, города. А тут надо отметить, что эти все провинции, кроме двух, принадлежат мэриям от правящей партии. И, конечно, будет на чем оппозиции плясать», – отметил Яшар Ниязбаев.

В городе Эрзинь на юго-востоке Турции ни одной человеческой жертвы. Ни одно здание не рухнуло. Его градоначальника в местных СМИ называют героем. И отдельно выделяют, что мэр из оппозиционного блока. А не то, что в соседних городах, где все в руинах, местная власть от правящей партии.

«Я всегда открыто высказывался о незаконных постройках. Я всегда пытался бороться. Разумеется, люди всегда находят способ строить без разрешения и надзора. Я не пошел на компромисс, и это стоило мне ссоры со множеством людей. Зато моя совесть чиста», – заявил мэр г. Эрзинь Оккеш Эльмасоглу.

При этом мало кто смотрит поближе на уцелевший город с населением в 42 тысячи человек. Вот так, например, выглядит главное здание города Эрзинь. Мэрия. А вот это местная высотка. Целых пять этажей. В остальном вся застройка напоминает типичный дачный поселок Подмосковья. Здания в один, два или три яруса. С городами-миллионниками не сравнить.

Министерство окружающей среды и урбанизации заявило, что половина зданий в Турции были построены с нарушением правил. Западные СМИ и цифру называют – 13 миллионов домов. Всемирный банк оценил: снос, перестройка или модернизация миллионов жилых домов в Турции с учетом сейсмостойкости обойдется почти в полтриллиона долларов. Это больше половины ВВП Турции.