19:33 19/02/2023

Иранский Лев подружился с Китайским Драконом: почему первый за 20 лет визит иранского президента в КНР окрестили «страшным сном Вашингтона»?

Yan Yan/AP/ТАСС

Председатель КНР Си Цзиньпин принимал на этой неделе в гостях иранского президента Ибрахима Раиси. Этот визит мировые СМИ назвали «страшным сном Вашингтона». Почему – разбиралась политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.

Как Китай будет развиваться в следующую пятилетку
Ибрахим Раиси в Пекине с государственным визитом впервые за последние 20 лет. В честь редкого гостя – салют, 21 залп. Нумерология со смыслом.

«Само число – три раза по семь. В Иране сама по себе тройственность представлена в символике мечетей. Китайцы очень уважительно отнеслись к этой иранской символике», – объяснила востоковед Каринэ Геворгян.

Встречу Си и Раиси прямом эфире транслирует государственное телевидение Китая. Дружба Тегерана и Пекина прочней и древней, чем кажется. Не зря же дочь китайского императора из знаменитой пьесы Карло Гоцци носит персидское имя «Турандот». И даже в легенде о распространении китайского шелка по миру просматривается иранский след.

«Китайская принцесса, которая вышла замуж за принца из Средней Азии – это та же иранская цивилизация. Именно она в своей прическе увезла эти коконы», – продолжает Каринэ Геворгян.

Ну а сегодня основа дружбы Тегерана и Пекина – электроника, технологии, природные ресурсы. Ежегодный оборот – 20 миллиардов долларов. У Ирана 10% мировых запасов нефти и уникальное географическое положение. У Китая –громадный экономический потенциал и тесная дружба с Россией.

«Мы должны использовать все возможности региональных и международных коммуникаций для укрепления экономики страны. Многие из этих возможностей до сих пор не задействованы. Нам важно, что Китай поддерживает стремление Исламской Республики Иран стать членом такой организации, как БРИКС», – заявил Ибрахим Раиси.

В первый день визита подписано 20 соглашений на 3,5 миллиарда долларов. Китай готов инвестировать в сто раз больше – 400 миллиардов. Сумма вдвое превышает ВВП Исламской Республики. Доллары это будут или юани – покажет время. Страны уже давно обсуждают переход на расчеты в нацвалютах.

«С самого начала санкций против Ирана Китай помогал Ирану обходить эти санкции. В том числе и путем создания, например, специализированного Иранского банка, где накапливались средства от закупки иранской нефти. Фактически уже тогда Иран и Китай ушли от доллара США как средства платежа», – отметил эксперт по российско-китайским отношениям Сергей Санакоев.

Сближение Тегерана и Пекина окрестили «дружбой в трудные времена». Имеется в виду, конечно, дружба против общего врага. Самая антиамериканская страна мира, Иран, вместе с главным конкурентом Штатов в экономике – Китаем! Такое Вашингтону разве что в кошмарном сне приснится.

Время для китайского визита Раиси выбрал символичное. Накануне Тегеран отметил очередную годовщину Исламской революции. В феврале 79-го Иран сказал «гудбай» западному протекционизму и закрепил в стране власть шиитов. Лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире покачнулось.

«Отличает суннизм от шиизма то, что шииты более духовно относятся к вопросу 12-го имама, который должен рано или поздно прийти на эту планету и избавить ее от всемирного зла. Шиитская философия Ирана в какой-то степени внесла огромную роль, чтобы сплотить иранский народ в борьбе с западным колониализмом, с западной гегемонией», – отметил эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов.

Сорокалетние попытки Вашингтона превратить Исламскую Республику в международного изгоя не оставили Тегерану выбора. Уничтожение ближайшего союзника Штатов на Ближнем Востоке, Израиля, правительство даже в законе закрепило.

«В Иране считают, что чем сильнее Иран будет, тем Израиль будет договороспособнее», – продолжает Фархад Ибрагимов.

Армия Ирана (650 тыс. человек) втрое больше израильской (186,5 тыс. человек), но за Тель-Авивом стоят Штаты. Противостоять коллективному Западу в одиночку Тегерану не под силу. А вот с поддержкой двухмиллионной армии Китая совсем другое дело.

«Новый мир требует современного порядка, в котором реальная многосторонность, максимальная синергия и солидарность будут приоритетом, в результате чего возникнет честный и справедливый мир. Азия будет находиться в его центре. Она будет в центре всех глобальных событий», – считает Ибрахим Раиси.

Новая внешнеполитическая доктрина Тегерана – поворот на Восток. Дружба крепнет там, где выгодней. И есть против кого дружить.

А в Москве на следующей неделе ждут главного дипломата Китая. В прошлом году Ван И получил высшую дипломатическую должность страны – заведующий канцелярией Комиссии ЦК КПК по международным делам. Он подчиняется лично Генеральному секретарю китайской Компартии.