Исполнилось 145 лет со дня рождения Александра Таманяна, автора генерального плана Еревана. Именно столица Армении стала первым городом Советского Союза, для которого был разработан генплан реконструкции. Таманяна называют гением архитектуры и часто сравнивают с испанцем Антонио Гауди, сообщает корреспондент «МИР 24» Нона Оганесян.
Площадь Республики – сердце Еревана. Здесь берет начало таманяновский генплан «солнечного города». Отсюда, как лучи, отходят в стороны пять самых больших проспектов столицы.
«Есть такая городская легенда, что советские власти дали предписание, неофициальное, негласное, о том, что больше никакого черного туфа, город должен быть веселым. И по этой причине Ереван массово начал застраиваться именно розовым туфом. И по этой причине Ереван зачастую лирично называют розовым городом», – отметил гид Тигран Илоян.
Ереван – единственный крупный город, практически полностью построенный из этого камня. Туф в изобилии встречается в Армении и редко за пределами страны.
«Очень богатая резьба по камню. Я вижу, как здесь переданы основные национальные мотивы: виноград как признак богатства и плодородия, растительные орнаменты, древо жизни. Люди сохраняют эту культуру и несут ее через века», – рассказала туристка из Казани Юлианна Семенова.
Александрa Таманяна часто сравнивают с Антонио Гауди: имя первого навеки связано с Ереваном, второго – с Барселоной. Учитывая жаркий и сухой климат Еревана, Таманян проектировал его как «город-сад», со множеством зеленых островков. Поэтому прогуливаясь по центру столицы Армении, среди бетонных джунглей всегда можно найти кусочек природы.
Фраза «встретимся у Таманяна» – одна из самых популярных у жителей столицы. У памятника Таманяну влюбленные назначают свидания. Монумент установлен в удачном месте. Центр города, рядом сквер. Сам памятник создан из базальта. Этот материал очень любят в Армении. Архитектор наклонился над большим камнем, который закреплен на двух маленьких камнях, и двумя руками опирается на них: левый камень – это старая архитектура, правый – новая, а сам Таманян – как мост, связывающий прошлое с будущим.
Театр оперы и балета, Дом правительства, площадь Свободы – ему удалось соединить армянские национальные архитектурные традиции с самыми современными решениями. Например, Таманян спроектировал радиально-кольцевую сеть улиц, которая облегчила транспортное сообщение между центром города и его окраиной.
Александр Таманян разработал планы и второй столицы Армении – Гюмри, и духовного центра – Эчмиадзин.