Саратовская гармонь попала в сотню объектов нематериального культурного наследия России. Мастера ожидают, что это сделает инструмент еще популярнее, и заказов у них станет больше. Чем именно эта гармонь уникальна, и чем отличается от музыкальных собратьев, рассказывает корреспондент «МИР 24» Александр Лансков.
Это еще не музыка – это голос саратовской гармони. Тонкие стальные пластины называют голосовыми язычками.
«Он должен быть мягкий. На данный момент он очень жесткий, и он не будет играть», – объясняет мастер по изготовлению саратовской гармошки Олег Аристархов.
Каждый голос – ручная работа мастера. Все движения инструментом – исключительно вдоль заготовки. Так делали и в старину.
«Со временем руку набиваешь, голоса становятся лучше, качественнее. Не знаю, может что-то передается от самого человека металлу, ведь магия все равно какая-то есть», – считает Олег Аристархов.
Меха – только из определенной породы хвойного дерева, которое едет в Саратов больше трех тысяч километров.
«На изготовление у нас идет выдержанная горно-алтайская сосна. Потом это дело у нас шпонируется красным деревом», – продолжает Олег Аристархов.
Подмастерье Василий Скуртол шлифует лакированные детали. От его работы зависит внешний вид гармони.
«Если передержишь, покрытие просто испортится, и придется все заново переделывать, поэтому стараешься делать все аккуратно, чтобы выглядело красиво», – отмечает Василий Скуртол.
Саратовскую гармонь с другой не перепутаешь. Встроенные колокольчики и своеобразный тембр делают ее голос уникальным.
«Я самоучка, я с первого класса занимался саратовскими гармошками, уже больше пятидесяти лет. Это мое хобби, это мое увлечение, это моя жизнь», – подчеркивает гармонист Виктор Мешков.
Саратовская гармонь попала в сотню объектов нематериального культурного наследия России. В мастерской Аристархова надеются, что это сделает уникальный инструмент еще популярнее, и заказов у них прибавится.
Подробнее в сюжете: Культура и искусство
Читайте также: