2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Эти люди часто остаются «за кадром», но именно они открывают «дверь» в мир знаний, воспитывают, радуются успехам и помогают справляться с неудачами.
Чему учат педагогов-психологов, какова основная роль педагога и что делать родителям, если ребенок совсем не хочет учиться, рассказала кандидат психологических и физико-математических наук, руководитель психологической службы Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры психологии и развития личности института педагогики и психологии МПГУ Наталья Афанасьевна Цветкова.
- С чего начался Ваш педагогический путь?
- Педагогический путь мой начался, когда я училась в аспирантуре на физическом факультете МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах. Поскольку в программу аспирантуры входит педагогическая практика, то мы учились преподавать общую физику и проводить практику для студентов-первокурсников. И это такой был приятный опыт.
Психология – мое второе образование, мой второй опыт преподавания. Я читаю в университете теоретический курс психологии семьи и семейных отношений; это очень важный и интересный курс, поскольку в последние десятилетия институт семьи претерпевает кардинальные изменения во всем мире, и психологи уделяют изучению проблем современной семьи много внимания. Также я учу психологов-консультантов помогать людям решать их проблемы, исходя из разных методов психокоррекции личности: и с помощью арт-терапии, и с помощью психобиографических методов, основанных на изучении истории рода. Сама консультирую в психологической службе МПГУ, и учу консультировать наших магистров.
- Ваша деятельность представляется очень объемной, если можно так сказать. Вы и педагог, и наставник в одном лице. Должно быть, это очень непросто. Что самое сложное в Вашей профессии?
- Все психологи-консультанты стараются диверсифицировать свою деятельность, разнообразить: и преподавать, и консультировать, и писать. Поэтому я еще и пишу, я − автор 11 книг, в том числе одного учебника.
Что самое сложное? Безусловно, сложнее всего консультировать. К нам, психологам, не идут с радостью, а идут с проблемами. Каждый консультативный сеанс требует очень внимательного погружения в проблему клиента, требует эмпатичной настройки на его переживания. Только так можно помочь ему в том, чтобы он увидел выход из жизненного тупика. Это и эмоционально, и ментально задача не простая. Сколько бы лет ты не консультировал, каждый новый человек – это новая проблема и надо искать индивидуальный, по-своему новый, подход к решению.
- Как же удается сохранить в себе силы? Чем мотивируете себя? Как не даете себя затащить в омут проблем и негатива?
- Это действительно сложно.
Мой самый главный ресурс – любовь к профессии и разнообразие в деятельности.
Именно переключение из одной энергии, из энергии преподавания, в другую энергию, например, в энергию научных исследований – дает силы. Я руковожу дипломными и магистерскими работами. Мы обсуждаем темы исследований, формулируем выводы – все это вызывает у меня огромный интерес. Я по натуре своей вообще исследователь, мне очень интересно узнавать новое. Ну и, конечно, семья. Вот уж реально огромный ресурс положительной энергии! Семья дружная, в ней растут двое замечательных внуков.
- Как же Вы от физики перешли к психологии? Это же абсолютно полярные дисциплины…
- Да, во многом полярные, потому что физика занимается законами развития неживой природы, а психология – законами развития живой природы. Почему я поступила сначала на физический факультет? Я принимала участие в олимпиадах по физике и математике, когда была в школе, с большим успехом, и мне эти предметы были очень интересны. Вокруг меня не было физиков, мои родители, оба − гуманитарии. Зато у меня была замечательная, оказавшая на меня очень сильное влияние педагог по физике, поэтому я выбрала сначала ее.
А потом я попала в семью выдающегося психолога. Я вышла замуж за своего сокурсника, который был сыном Цветковой Любовь Семеновны. Я с гордостью ношу ее фамилию. Она профессор психологии, автор многих книг, ученый с мировым именем в области нейропсихологии, то есть психологии, изучающей устройство мозга, высшие психические функции, и создающей методы помощи мозгу, если он травмирован.
И моя свекровь сказала мне: «Смотрю я на тебя и не знаю, каким ты будешь физиком, потому что я ничего в этом не понимаю, но по тому, как ты общаешься, сколько у тебя друзей, мне кажется, из тебя получится хороший психолог». И я, родив сына, пошла второй раз получать высшее образование, теперь уже в области психологии. И очень увлеклась.
Образованию в области физики я очень благодарна. Физика сформировала во мне способность понимать структуру любых процессов, а это очень важно при консультировании – видеть структуру процесса, который происходит с человеком и, исходя из этой структуры, помогать ему решить проблему.
- Каждый ли может стать психологом? Ведь тут нет жестких правил и четких инструкций. Как стать успешным специалистом?
- Существует много работ классиков мировой психотерапии, которые говорят, что психологическое консультирование – это искусство. В нем очень много творческого начала, и поскольку это творческий процесс, то в нем наиболее успешны те, у кого есть склонность к творчеству.
Но и в естественных науках большого успеха добиваются только те, у кого сильная творческая жилка, то есть когда человек может создать нечто новое, чего не было. И вот психологическое консультирование – это всякий раз создание чего-то нового, чего ты до того не делал, если даже ты и пользуешься одним и тем же методом. Поэтому и психология, и физика в смысле востребованности творчества одинаковы. И там, и там успеха можно добиться, только если у человека есть творческий подход, то есть умение разнообразить методы, которые ты применяешь, умение делать нетривиальные выводы.
- В чем же тогда заключается основная роль педагога и наставника?
- Она многогранна.
Мне кажется, главная задача педагога – пробудить интерес к изучению жизни вообще.
Чтобы когда ученик изучает физику – ему было интересно, как устроен микромир, когда изучает экономику – чтобы ему было интересно, как устроена экономическая сторона общественной жизни, когда изучает психологию – как устроен человек в бесконечном разнообразии его взаимодействий с собой и миром.
Интерес – главный двигатель в обучении и потом: во взрослой жизни, в работе. Так что мне кажется, что хороший педагог – это тот, кто пробуждает в своих учениках интерес к знаниям, которые он преподает.
Мы в Институте педагогики и психологии МПГУ готовим психологов в школу. Психолог в школе – человек и специалист особенный. Он должен уметь оказать помощь в разрешении возникающих в классах конфликтов; должен уметь с помощью психодиагностических методик установить, какие подводные камни есть в коллективе, кто формальный, а кто неформальный лидер... Кстати, педагоги, которые работают в недружном коллективе, выгорают намного быстрее, чем педагоги, которые работают в дружном сплоченном коллективе.
К сожалению, половина выпускников вузов сейчас не идут работать по специальности. Мне кажется, что одной из причин является отсутствие помощи в выборе профессии со стороны родителей.
Я за то, чтобы родители помогали детям определиться с тем, что им действительно интересно, чтобы родители забыли аргументы типа «поступи туда, куда ты можешь поступить на бюджет, а потом посмотрим…».
Это очень неправильно, если молодой человек четыре года отучился даже на бюджете, а потом не хочет заниматься тем делом, которому учился. Это очень неправильное отношение к своей жизни − тратить годы на изучение того, чем ты потом не будешь заниматься. Так что призываю родителей: помогите сориентироваться ребенку, ходите вместе с ним на дни открытых дверей в разные вузы, рекомендуйте ему проконсультироваться в профориентационных центрах. Уберите сверхтребования во время сдачи ЕГЭ. Любой экзамен заканчивается, а отношения родителей и детей остаются.
- А что делать родителям, если ребенок не испытывает интереса к учебе?
- Изначально мотивацию к познанию развивают родители, а не школа. Ребенок приходит в школу в шесть-семь лет, когда у него мотивационные механизмы в норме уже должны быть сформированы. Поэтому мама или папа, которые гуляют с ребенком по парку, не должны листать ленту новостей, а должны беседовать с ребенком, спрашивать: а знаешь ли ты, почему снег белый? Давай я тебе объясню. Знаешь ли ты, почему белочка зимой в серой шкурке, а летом в коричневой? Давай я тебе объясню. Потому что познавательный интерес к жизни у ребенка начинает формироваться сразу, как он начинает понимать речь. Если вы не сформировали раньше, то давайте догонять ушедший поезд.
- А можно догнать?
- Можно. Во-первых, если до школы у ребенка общепознавательный интерес, то у школьника надо найти область знаний и деятельности, который вызовет у него интерес. Можно заинтересовать математикой, вместе решая головоломки, можно заинтересовать литературой, читая особенно эмоциональные произведения. Но это уже требует исследовательского подхода: «Давай поисследуем, что тебе интересно».
Чем старше демотивированный ребенок, тем в более узкой сфере можно обнаружить его интерес. Но детей, совсем демотивированных к познанию, нет, если только мы не имеем дело с подростковым алкоголизмом, игроманией или употреблением наркотиков. У здорового мозга есть потребность развиваться, просто он перестает быть широкоохватно интересующимся, но найти то, что вызывает интерес, можно.
- Стоит ли с ребенком делать уроки?
- Это сложный для меня вопрос. В моей родительской семье было двое детей: я и мой брат. Мы оба закончили школу с золотыми медалями. Ни одного урока ни со мной, ни с братом ни мама, ни папа не сделали. Мой сын тоже удивился бы, если бы кто-то из нас, я или мой муж, вдруг решили делать с ним уроки, потому что мы воспитывали его так, что учеба и выполнение домашних заданий − это зона его ответственности. Конечно, мы отвечали на его вопросы, если он чего-то не понимал в домашнем задании, и помогали понять и выполнить задание. Но не делали задание за него, а именно помогали. А следить за своим расписанием, то есть понимать, когда время на отдых закончилось и пора делать уроки, он должен был сам.
Если ребенок не может сделать домашнюю работу сам, потому что он не понимает материал, то родитель выступает репетитором. В этом случае – да, действительно ребенку надо помогать. И тогда надо научить ребенка объяснять, что именно он не понял. А когда сидят вместе географию учат. Вот объясните мне, о чем это – вместе с ребенком учить географию? Это значит, что у ребенка нет личной ответственности, потому что для того, чтобы запомнить, что Волга впадает в Каспийское море не надо быть Эйнштейном. Правильно?
Подробнее в сюжете: Год педагога и наставника в России
Читайте также: