Уже несколько месяцев в Иране кто-то массово травит школьниц. Девочки идут на занятия, а оказываются в реанимации с интоксикацией. Родители выходят на протесты и обвиняют власти в заговоре. Что на самом деле происходит и почему? Телеканал «МИР 24» спросил ираниста, кандидата исторических наук, доцента кафедры современного Востока РГГУ, старшего научного сотрудника института востоковедения РАН Лану Раванди-Фадаи.
О каком числе пострадавших в Иране на сегодня идет речь?
– Количество пострадавших по всему Ирану в разных городах, в том числе в Тегеране, огромно. Одну девушку парализовало после этого отравления. А так пока девочки и девушки обходятся несколькими днями госпитализации. Конечно, это что-то страшное.
21 марта Иран будет справлять Новый год – Навруз. Обычно за неделю все школы закрываются. Но сейчас, в связи с массовыми отравлениями, школы закрыты две недели. Сами власти обвиняют оппозиционные группировки. Они считают, что эти группировки как бы от имени режима отравляют девушек, чтобы дискредитировать сам режим. Среди народа бытует мнение, что это не оппозиционные группировки, а ультрарадикальное движение. Что отравления происходят в связи с протестами, которые проходили в Иране.
После революции школы были поделены по половому и конфессиональному признаку. Так как в протестах участвовало огромное количество девушек и девочек – школьниц, это попадало в СМИ: они сжигали хиджабы, сжигали портрет Рахбара. Бытует мнение, что это ультраконсерваторы травят девушек в знак наказания.
Изменилось ли что-то после того, как официально на защиту школьниц встал духовный лидер Республики Али Хаменеи? Он обещал наказать виновных, отправить их на суд к Аллаху.
– Сейчас уже объявили, что сто человек арестовано. Не все люди верят в то, что наказали именно тех, кто был причастен к отравлению. Сейчас приближается праздник Навруза, который будет длиться 13 дней с 21 числа. Поэтому сейчас официально многие школы, вузы и предприятия закрыты. Сложно будет что-то сказать, продолжится это или нет после.
Еще в ноябре в социальных сетях появились видео, на которых были девочки в больничных палатах, под капельницами, кричавшие от боли. Кому-то было выгодно, чтобы эти видео стали достоянием общественности?
– Да, но здесь очень сложно сказать, может быть двоякое мнение. Или же эти видео могли быть сделаны для того, чтобы дискредитировать исламский режим. Потому что все очень хрупко.
Я только что вернулась из Ирана – большое количество девушек уже ходят без хиджабов, даже в вузах, что меня удивило. Но буквально через четыре дня после начала Навруза начнется Рамазан. И тогда уже девушкам придется снова надеть хиджабы – даже тем, которые сняли.
Молодежь в Иране, которая не хочет надевать хиджаб, менее религиозна. Они не хотят надевать его и в период Рамазана. Очень сложно сказать, кто за этим стоит, но я надеюсь, что это прекратится. Потому что то, что сейчас происходит, – конечно, страшно и ужасно.
Есть ли официальная информация о том, чем травят школьниц?
– Да, для меня это тоже важный вопрос. Отравление происходит с пищей или что это? Нет официальной информации. Объединяет этих девушек то, что они потом не воспринимают запахи, испытывают головные боли тошноту. Эти признаки объединяют жертв и в столице, и в депрессивном районе, который находится чуть ли не на границе другого государства.
А кому это может быть выгодно?
– Это может быть выгодно людям, движениям, группировкам, которые ненавидят исламский режим, для того, чтобы еще больше его уязвить. Это может быть выгодно тем радикальным исламистам, которые считают, что женщина должна носить хиджаб. И то, что в школах сейчас такое творится, – школьницы выступают против хиджаба, и как бы в наказание получают яд. Мне кажется, здесь с обоих сторон могут быть свои выгоды.
Насколько убедительны предложенные властями версии о действиях внешних сил?
– Власти больше всего обвиняют такую группировку, как Моджахедин-э Халк. Эта группировка признана террористической и в Иране, и в Ираке. Она борется с оппозиционным исламским режимом, хотя в исламской революции она активно участвовала. До этого она боролась против шахского режима.
Эту организацию в Европе в 2009 году перестали считать террористической, а в Америке с 2016 года. Но в Иране она еще считается террористической. На самом деле, стоит ли за отравлениями эта группировка, очень сложно сказать. Пятому что сейчас есть разные официальные заявления. То, что заявляют школьницы и обычные люди, не всегда совпадает.
Подробнее в сюжете: Отравления