19 марта в Казахстане состоятся выборы в мажилис и маслихаты. Чем они будут отличаться от предыдущих, на что избирателям необходимо обратить внимание, телеканал «МИР 24» спросил политолога Талгата Калиева.
В чем, на ваш взгляд, заключается главная особенность предстоящих выборов?
– В том, что в мажилис будут выдвигаться 30% мажоритариев, а в маслихаты областного уровня и мегаполисов – 50%. В маслихатах районного уровня и городов областного значения будет 100% мажоритарных депутатов. Принципы образования и будут главной особенностью.
Но при этом глава миссии наблюдателей от ШОС на предстоящих выборах обратил внимание на то, что средний возраст кандидатов в депутаты в этот раз меньше 46 лет. О чем говорит такое омоложение депутатского корпуса?
– Я думаю, что, во-первых, есть запрос на новые лица. В стране запущен процесс циркуляции элит. Кроме того, средний возраст населения Казахстана около 31 года, что объективно это объясняет. В-третьих, у нас есть гендерная и возрастная квота: в партийных списках должно быть не менее 30% женщин и молодых людей.
Из каких стран и организаций наблюдатели приехали в Казахстан?
– Точно прилетели представители ШОС, планируют присутствовать и члены миссии ОБСЕ. Также прилетают наблюдатели из соседних стран. Мне звонили друзья из Грузии, из Узбекистана, предлагали встретиться, они прилетают наблюдателями. В рамках какой миссии, еще не знаю.
То есть получается обширный корпус наблюдателей. Если говорить о выборах в мажилис, какие политические партии туда выдвигаются и чем отличаются их программные позиции?
– Сейчас выдвигаются семь партий. Две из них совершенно новые, молодые. Одна позиционирует себя как экологическая партия зеленых «Байтак». Вторая праволиберальная партия «Республика», в которой состоят молодые предприниматели, они позиционируют себя как антикризисные менеджеры.
И остальные ранее существовавшие. Это «Аманат» – партия парламентского большинства, которая появилась в результате ребрендинга из «Нур Отан». НПК – бывшая Коммунистическая народная партия, которая тоже избавилась от этой приставки. «Ак жол» – демократическая партия, она присутствовала в мажилисе. И партия «Ауыл», которой не было в мажилисе, но относится к числу ветеранов, а ее председатель участвовал в президентских выборах полгода назад. До этого на выборах партия тоже выдвигала своих кандидатов.
В мажилис Казахстана по одномандатным округам выдвинуто 609 кандидатов, из них 525 – самовыдвиженцы. Это касается тех же квот или свидетельствует о политическом процессе в стране?
– Самовыдвиженцы идут только сами по себе, не обращая внимание ни на какие квоты. И точно так же по отношению к другим одномандатникам нет ограничений, за исключением установленных законом.
О чем говорит такое количество самовыдвиженцев?
– Я думаю, это связано со слишком большим интересом именно к одномандатникам. Почти 20 лет прошло с момента последних выборов по одномандатнм округам. С тех пор накопилось достаточное количество людей, желающих реализовать себя в политическом пространстве, но не желающих вступать в партию. Среди кандидатов-одномандатников есть и члены партии.
Еще один момент – на участках для голосования избиратели получат бюллетени разного цвета. Чем они отличаются?
– Они будут и разного цвета, и разного формата. Для мажилисов, для маслихатов разных уровней и для одномандатников в каждый орган. Будет пять бюллетеней, а в мегаполисах четыре.
Вы сказали, что участвуют семь партий, две из которых абсолютно новые. С точки зрения дилетанта, новой партии всегда очень сложно входить в выборный процесс, потому что ее никто не знает. Они новички, темные лошадки. И вроде как сложно, шансов у них немного, но есть же в истории выборов в мире моменты, когда такие новые, никому не известные партии сразу выстреливали очень сильно. Насколько велики у новых партий шансы на этот раз?
– В целом, конечно, запрос на новые партии есть. Есть интерес к ним. Насколько я лично мониторю настроение в регионах, обо всех этих партиях люди осведомлены. В то же время, сами партии немножко нерационально подошли к ресурсам. Допустим, «Республика» зарегистрировала в своем списке всего лишь 24 кандидатов. «Байтак» и того меньше, кроме того, ее председатель сам выдвигается от одномандатного округа. Я думаю, что, с одной стороны, это экономия ресурсов, чтобы не распыляться и не пытаться объять необъятное. С другой стороны, наверное, это такая проба пера, вхождение в политику. В конце концов, регистрация большого числа кандидатов требует финансовых ресурсов, оплаты регистрационного взноса, участия всех членов списка в агитационной кампании.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: