125 лет назад свои двери для посетителей открыл Государственный Русский музей. Сегодня здесь можно увидеть главные шедевры российской живописи. О трех знаковых полотнах из собрания расскажет корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
Коллекция Русского музея насчитывает почти 400 тысяч экспонатов. Среди них есть «знаменитости». Мы их помним из школьных учебников, а тут можно оценить реальные масштабы.
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова – шесть метров в высоту. И с секретом от художника: автор изобразил себя среди героев.
«Он тоже захотел стать участником этих событий. И он изображает в картине самого себя. Он стоит на лестнице, он поворачивается, он смотрит на город, словно пытаясь его запомнить в последний раз», – рассказала заведующая экскурсионно-лекционным отделом Русского музея Валентина Горлова.
В этом же зале еще одно хорошо знакомое полотно. Иван Айвазовский не зря назвал свою картину «Девятый вал».
«Девятая волна – она самая мощная, самая большая. Если мы с вами зрительно проведем линию вперед, то волна проходит мимо людей, терпящих бедствие. А следующая волна идет прямо на моряков. Но она уже не девятая, а десятая, значит, не такая мощная и сильная», – пояснила Валентина Горлова.
Сюжет первого группового портрета русских крестьян «Бурлаки на Волге» Ильи Репина возник едва ли не случайно. На прогулке.
Впервые, когда он увидел бурлаков, он задал своему товарищу вопрос: «Кто это такие?» И тот ему ответил: «Это бурлаки». И Репин делает свое замечание: «Надо же. А у нас в Чугове бурлаками называют холостых бездомных мужчин», – отмечает Валентина Горлова.
Музейные смотрители говорят: у этой картины зрители задерживаются дольше всего.
Через 125 лет после открытия строгий академический музей немного смягчил свой характер – позволяет гостям приходить в джинсах и фотографировать картины. Главное без вспышки – она портит холсты.