Курс на укрепление стратегического партнерства между Китаем и Россией останется неизменным. Об этом заявил председатель КНР Си Цзиньпин в ходе неформальной встречи с Владимиром Путиным в первый день своего государственного визита в Россию. Как он будет реализовываться на практике, рассказал телеканалу «МИР 24» с доктор исторических наук, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин.
Государственный визит Си Цзиньпина в Россию начался 20 марта. Все эксперты в один голос отметили, что это первая зарубежная поездка после переизбрания его на посту председателя КНР. И, кстати, 10 лет назад, после избрания председателем КНР первый раз, он тоже приезжал в Россию. Можно это рассматривать как особый символизм в отношениях между странами?
– Конечно, можно. Обычно первый визит совершается после прихода кого-то к власти, в том числе и в Европе, в наиболее дружественную, наиболее важную страну. Обычно так воспринимается в дипломатии, если нет какой-то экстраординарной необходимости сделать по-другому. Хочу сказать, что так делал не только Си Цзиньпин, но и его предшественник Ху Цзиньтао, – его первый визит тоже был в Россию. Я даже был на его выступлении в МГИМО в 2003 году. Так что это долгосрочный курс Китая, с которого он не сходит.
Глава КНР подчеркнул, что укрепление и развитие отношений с Россией – это стратегический выбор Китая, сделанный из его собственных интересов и общей тенденции мирового развития. Как отношения будут развиваться?
– Россия Китаю крайне важна. У него нет более важного и крупного партнера по противостоянию, как говорят в Китае, американскому гегемонизму. Это, кстати, китайское слово, и обозначает оно «стремление к единовластию». Россия тоже противодействует этому, даже более активно, чем Китай. Россия – мощное государство, обладающее ядерным оружием и многими современными видами вооружения, которое она, кстати, продает Китаю. Причем практически единственная из стран. Потому что с 1989 года, когда в Китае были студенческие волнения, Запад и отдельно США и Евросоюз наложили на него санкции, была запрещена продажа вооружения Китаю. Но России только лучше от этого стало. Она стала практически монопольным поставщиком военных технологий в Китай, что значительно способствовало модернизации китайских вооруженных сил. Это тоже важнейший фактор, и с этой точки зрения Россия для Китая очень важна, о чем Си Цзиньпин нам и сообщает.
Одно из магистральных развитий российско-китайского сотрудничества – торговля, и вот несколько цифр. 2021 год – товарооборот между странами вырос на 36%. 2022 год – на 30%. Я так понимаю, что развитие этой тенденции будет продолжаться. Будет расти взаимный товарооборот. И есть даже план, что к 2024 году он должен вырасти до 200 млрд долларов в год. Это достижимо?
– Да, безусловно, достижимо. Конечно, товарооборот будет расти, потому что Китаю, экономика которого растет, нужно будет больше сырья. И России нужно будет в большей степени переориентировать свой экспорт энергоносителей с недружественных на дружественные страны. И здесь, прежде всего это Китай и Индия, которые закупают больше всего российского сырья.
На встрече с Си Цзиньпином Михаил Мишустин заявил, что есть межправительстенный инвестпортфель между Китаем и Россией, это 79 проектов на сумму больше 165 млрд долларов. Что наиболее приоритетно в этом инвестпортфеле на сегодня? Это какие-то совместные энергетические проекты? Что в приоритете?
– Да, есть энергетические проекты. Китай активно инвестирует в инфраструктуру строительства газо- и нефтепроводов. Развивается отрасль высоких технологий, например, Россия построила целую серию атомных электростанций в Китае, это несколько энергоблоков, и продолжает это строительство. Есть сотрудничество в космосе, например, куда инвестируют и Россия, и Китай. Есть самые разные отрасли, и мы надеемся, что их будет больше.
А можете предположить, что будет в обозримом будущем наиболее перспективно? Какие отрасли взаимодействия России и Китая?
– Все, что угодно. Китай может инвестировать во все, что угодно, – в любые машиностроительные отрасли или отрасли новейших технологий. Другое дело, что несколько препятствуют опасения вторичных санкций. Например, от нас уходят автозаводы многих европейских и японских компаний. Естественно, им на смену могут прийти китайские. Это будет не просто продажа готовых автомобилей, но и, я думаю, строительство заводов на территории России.
Как, например, у нас действует завод по производству разной продукции, например, компании Huawei. Есть целый ряд других. Их будет больше во всех отраслях машиностроения. Развивается и сельское хозяйство. Китайские технологии сельского хозяйства известны, можно развивать и его, особенно на территории, где недостаточно рабочей силы.
Можно сравнить публикации в китайских и западных СМИ. Все китайские СМИ пишут о глобальном историческом значении визита Си Цзиньпина в Москву. А если посмотреть западные, то там иное: различные версии того, зачем приехал, почему приехал?
– Естественно, для Запада и США неприятно, что Россия и Китай сближаются. Запад рассчитывал задавить Россию санкциями, для них рост российско-китайского сотрудничества – это возможность для России развивать экономику в условиях санкций. Это так и есть.
Другое дело, непонятно, почему они думали, что этого не будет. Можно сказать, что США проводит довольно неразумную политику по одновременному сдерживанию России и Китая. То есть, если вы помните, до этого в 70-80-е годы прошлого века США как раз играли на противоречиях между Россией и Китаем, когда наши отношения были не очень хорошими, одновременно улучшая отношения с Китаем. Был знаменитый визит Нильсона в Китай, затем президент Картер в 1979 году постановил дипломатические отношения. Несмотря на все разногласия, что в Китае коммунистический режим и т.д.
Просто была идея. По-моему, Киссинджер, когда говорил про отношения в треугольнике Советского Союза, Китая и США, отмечал, что наши отношения с двумя другими углами треугольника должны быть лучше, чем их отношения между собой. Тогда эта политика будет правильной. Вот сейчас они делают совершенно обратное. Делая и США, и Россию своими врагами, они работают на сближение двух других углов. При этом почему-то сами удивляются и проявляют недовольство. Да, такая сейчас политическая ситуация, что какую бы то ни было разумную политику проводить невозможно. Конечно, Россия и Китай сближаются не только из-за этого. У нас развитие отношений началось еще с позднего Советского Союза, с Горбачева. Поэтому тенденция довольно естественная и нерушимая. Я думаю, что своими враждебными действиями по отношению к обоим государствам они ускоряют процесс.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: