В Подмосковье госпитализировано уже два человека с подозрением на сибирскую язву, и оба они приехали из Чувашии. В самом регионе возбуждено уголовное дело после заражения этим заболеванием местных жителей. Об этом сообщила пресс-служба управления Следственного комитета по Чувашской республике. Насколько велик риск распространения инфекции, и как от нее защититься? От этом телеканал «МИР 24» поговорил с доктором медицинских наук Антоном Ершовым.
Дело возбуждено по ст. 249 ч. 1 Уголовного кодекса – нарушение ветеринарных правил. Подозреваемый житель деревни Акташево Цивильского района, забивший на мясо зараженного бычка. Как хозяева должны отслеживать состояние своих животных? Или если человек не ветеринар, то он о заражении просто не узнает?
– Все, кто держит домашнее хозяйство, особенно крупный рогатый скот, должны быть ознакомлены с элементарным правилом. Что кормить и выгуливать животных можно на строго разрешенных территориях. Есть различные скотомогильники – территории, запрещенные к выгулу. И чаще всего происходит это по небрежности или незнанию. Хозяева выводят животных туда, и там они заражаться.
Заболевание сибирская язва известно давно. Но люди часто путаются, какие заболевания вирусные, какие бактериальные. Что вызывает сибирскую язву?
– Очень сложная бактерия. Главное – не название, а принцип, который должны знать люди. Первое – это инфекционный агент, который между людьми не передается. Это главное, что должны услышать телезрители, чтобы не поддаваться всеобщей панике, которой хватает сейчас, в постковидые времена…
Между людьми передача исключена полностью, это первый момент. Второй момент – благодаря тому, что механизмы передачи строго ограничены, расследования нам позволяют достоверно найти максимальное количество источников. В данном случае, он один. И, когда мы его находим, мы быстро локализуем данное мероприятие, и никаких угроз населению даже теоретически не может быть.
Зато от животного сразу несколькими путями человек может заразиться, какими именно?
– Самое распространенное – при работе с мясом, при разделывании туши. Здесь чаще всего заражении происходит через не целостный кожный покров, когда кровь от мертвого животного попадает в ранку человека. Второй момент, – когда работают с кожным и с волосяным покровом животного. Заражение происходит ингаляционным путем, то есть можно вдохнуть инфекционный агент. И третий, крайне редко встречается путь, – когда употребляют в пищу некачественно обработанное мясо больного животного.
Это же практически сырым надо есть?
–Да, абсолютно правильно.
А если предположить, что возбудитель попал в организм человека, чем опасна сибирская язва?
– Есть три основные формы сибирской язвы. Наиболее распространенный путь передачи – через кожу. И, надо сказать, что это еще и наименее опасная история болезни. Такую форму сибирской язвы лечат достаточно хорошо.
Вторая форма более опасная – кишечная. В современном мире сложно представить, чтобы в пищу употребляли совершенно необработанные мясные продукты. И третий вариант – когда инфекционный агент попадает через верхние дыхательные пути, легочная форма. Это крайне тяжелая история. Но не заражается никто кроме того, кто проконтактировал с животным. Эту форму лечить сложнее, но современные способы терапии очень хорошо позволяют справляться с болезнью.
А когда ставится сам диагноз? По информации открытых источников, два человека в Подмосковье имеют внешние симптомы, но предварительные анализы дали отрицательный результата?
– В микробиологическом мире мы должны либо все сеять на определенные питательные среды, либо делать ПЦР-анализ. И слишком часто мы являемся заложниками ситуации: правильно ли взяли биоматериал, как транспортировали его, правильно ли подобрали тот анализ, который нужен? И иногда это занимает чуть больше времени, чем хотелось. И просто так по клинической картине мы не можем сразу достоверно поставить диагноз.
Удивляет история, что каким-то образом животные попадают на эти запрещенные территории и заражаются. Зачем там выгуливать животных? Естественно, это не та история, с которой встречаешься ежедневно. Я абсолютно понимаю врачей, которые не вносят сибирскую язву в первую тройку клинического алгоритма при постановке диагноза пациенту.
То, что вы описали, входит в понятие эпидрасследования? Сейчас в том же городе Сергиев Посад ведется расследование. Источник заражения выявлен, но сейчас выясняют, с кем контактировали заболевшие, откуда они приехали?
– Важно еще, где животное заразилось, где его выгуливали? Потому что есть официальные скотомогильники, куда в действительности приносят инфицированный биоматериал. А есть территория, которые попадают в запрещенные для выгула крупного рогатого скота уже после расследования заражений.
Вдруг выяснится в ходе расследования, что был неучтенный скотомогильник, которого ни на одной карте нет?
– Вы забрали у меня ответ. Не обязательно такие объекты могут быть зарегистрированными. Кто-то что-то заподозрил у животного, закопал, никому не рассказал. Но мы же должны учитывать, что у этого действия будут последствия. У сибирской язвы есть такая форма, когда инфекция капсулируется и может так существовать десятки лет в земле.
Врачи говорят, что лучше профилактировать заболевание, чем потом его лечить. Какие меры профилактики помогают защититься?
– Первое, мы должны знать, где был заболевший. Второе – неправильная обработка мяса. Его разделка должна осуществляться в специальных костюмах, перчатках, и нужно обрабатывать все, – от мяса до своих кожных покровов. И, естественно, употреблять в пищу правильно обработанные мясные продукты.
Подробнее в сюжете: Сибирская язва
Читайте также: