После катастрофических землетрясений в Турции участились сообщения о подземных толчках в разных частях света. Только за прошедшую неделю от сейсмоактивности серьезно пострадали Афганистан и Пакистан. Дрожь земли периодически проявляется и на территории России. Чаще всего трясет Камчатку и Курилы, однако последние тревожные новости приходили из Сочи. К счастью, стихия магнитудой 3,4 балла не принесла никаких разрушений. Почему по всей планете одно за другим «прокатываются» новые волны толчков? И можно ли предсказать грядущие сейсмические события? Об этом MIR24.TV поговорил со специалистами в области геологии и сейсмологии.
Прежде всего стоит отметить, что, вопреки тревожным заголовкам новостей, число землетрясений по всему миру не увеличивается. Об этом говорит главный научный сотрудник Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, доктор физико-математических наук Владимир Кособоков:
«Такие катастрофические события, как в Турции, всегда привлекают внимание средств массовой информации. В мире каждую неделю происходят порядка сотни землетрясений, которые весьма ощутимы. А если говорить о тех, которые просто регистрируются техническими средствами, то их число может достигать даже десятков тысяч».
Эксперт также отмечает, что действительно серьезные происшествия вроде турецкой трагедии случаются лишь раз-два в год. По его словам, сейчас сейсмическая активность в этом районе значительно снижается, и на сегодняшний день в мире сохраняется абсолютно нормальная ситуация относительно землетрясений.
Это подтверждает и кандидат геолого-минералогических наук Сергей Варущенко: «Сейсмотектонический режим нашей планеты является стационарным, то есть все характеристики, включая количество землетрясений и их силу, за то время наблюдений, которое для нас доступно, остаются неизменными».
Вместе с тем ученый отвечает на вопрос: реально ли спрогнозировать грядущие природные катаклизмы?
«Предсказывать сильные сейсмические события можно, но с определенной степенью вероятности. Это как прогноз погоды. Правда, если прогноз погоды не оправдается, то социальные и экономические последствия чаще всего менее чувствительны для общества», – говорит он.
«Ошибка при прогнозе сильного землетрясения имеет гораздо более серьезные последствия, так как необходима эвакуация населения, остановка производств и так далее. А если прогноз с вероятностью 90% не оправдается? В данном случае органы власти не могут нести такие риски, которые приведут к панике и хаосу на их территории», – уверен эксперт.
Говоря о причинах возникновения землетрясений, Сергей Варущенко сразу же отвергает одну из популярных теорий заговора об искусственных средствах инициирования. По его мнению, разговоры о «тектоническом, сейсмическом оружии» – это чистой воды спекуляции. «Действительно подземные ядерные взрывы могут влиять на сейсмический режим, но этот эффект слабо изучен, а ядерные испытания сейчас не проводятся (кроме КНДР)», – говорит специалист.
Что действительно может оказывать влияние на сейсмический режим, так это спутник Земли Луна, уверен эксперт: «Помимо приливов и отливов в океане, вращение Луны вокруг нашей планеты вызывает с такой же периодичностью деформации земной коры. Эти периодические деформации в некоторых случаях могут способствовать накоплению энергии для подготовки сильного землетрясения».
При этом ученый отмечает, что четких показателей влияния лунных приливов на возникновение землетрясений пока не выявлено.
Читайте также: