Во Франции вторую неделю не прекращаются акции протеста. Власти не просто повысили пенсионный возраст, но отменили все льготы, передает обозреватель телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Улицы французских городов выглядят примерно одинаково. Где Марсель, а где Тулуза, не разберешь. Транспорт не работает. Дороги перекрыты. Вокзалы, школы, университеты и больницы блокированы протестующими. На заправках снова нет бензина. На улицах тонны мусора.
«Президент Республики должен управлять своей страной и принимать во внимание желания и потребности своего народа. Он не король, и он должен слушать свой народ, народ говорит «нет», – поделилась водитель автобуса Надя Белхум.
Французское решительное «нет» к третьему пункту 49-й статьи Конституции, лазейка которой позволяет принять законы, у которых нет шансов пройти в парламенте. В таких случаях депутаты голосуют за отставку правительства. Но если не набирают достаточного количества голосов, законопроект считается принятым автоматически.
«Вы дали понять этой пощечиной и применением статьи 49.3 степень презрения, которое вы испытываете к Франции, французам и их надеждам. Это смерть самой идеи парламентской демократии, отрицание чаяний французского народа. Без сомнения, вчера вы доказали, что власть находится в руках одного человека, одной концепции, одной идеологии», – заявил член парламента от ультраправой партии «Национальное объединение» Себастьен Шеню.
Выходить на заслуженный отдых французы теперь будут не в 62, а в 64 года. Причем абсолютно все. Закон отменяет льготы и раннюю пенсию, которая во Франции полагался представителям 42 профессий – железнодорожникам, врачам, учителям, сотрудникам банков и даже артистам Парижской оперы. Медсестре для получения полной пенсии нужно также отработать 43 года. С учетом декретных отпусков женщины во Франции смогут выйти на пенсию не раньше 70. Пенсионная реформа Макрона обнулила все, за что французы боролись полтора столетия.
«Он такое презрение показал. Не знаю, нарочно ли он это сделал, но такое возможно. Об этом некоторые депутаты говорят. То есть пойти по пути Тьера, когда он репрессировал Парижскую коммуну, если хотите», – заявил журналист Дмитрий де Кошко.
Парижская коммуна – первый в истории пример диктатуры пролетариата. Именно в ее эпоху французские рабочие впервые получили право на забастовку. Затем появились профсоюзы и традиция митинговать по любому поводу. Французская модель власти рабочих настолько приглянулась в Советской России, что наряду с «Интернационалом», какое-то время в качестве гимна пели «Марсельезу».
Франция больше не может себе позволить жить прошлым, так считает Эммануэль Макрон. В четверг французский лидер обратился к населению.
«В тот момент, когда я говорю с вами, вы думаете, я счастлив, что прохожу через эту реформу? Нет. Когда я вступал в свою трудовую жизнь, пенсионеров было 10 миллионов. Сейчас 17 миллионов. В 2030-х годах будет 20 миллионов. Как вы думаете, сможем ли мы продолжать жить с теми же законами?», – сказал Макрон.
В словах Макрона правда есть. Госдолг Франции достиг 114% ВВП, это три триллиона евро. А возраст выхода на пенсию – один из самых низких в западной Европе. Стране остро не хватает активно работающего населения. И идея не отставать от собратьев по ЕС кажется вполне логичной. Вот только уровень жизни, по мнению французов, оставляет желать лучшего. При таком раскладе работать дольше они не хотят.
«Многие недовольны тем, что падает покупательная способность зарплат, а цены растут. Вопросы энергетического кризиса волнуют. Многие недовольны просто стилем правления Макрона. Многие его просто ненавидят», – рассказал ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
Французы не раз обвиняли своего лидера в двуличности. Вот, например, обращение к ливанцам в 2020 году:
«Революция не происходит по чьей- то указке, ее совершают люди», – заявил Макрон.
А это тоже Макрон, но уже французам.
«Толпа не имеет легитимности и не имеет прав посягать на представителей народа», – говорил он.
А эту выходку во время телеобращения, обсуждают больше, чем само послание. Говоря о социальных пособиях, Макрон незаметно снял с руки часы. Видимо, чтобы быть ближе к народу. Кто-то в соцсетях написал, что стоят они 80 тысяч евро. Но Елисейский дворец опроверг. Да, часы недешевые: Bell & Ross, сделанные по заказу правительства, президент носит их постоянно. Но стоят они не 80, а всего-то 2,5 тысячи евро. И снял их Макрон, просто потому что стучали по столу.
Несмотря на призывы Макрона смотреть в будущее, происходящее в стране все больше напоминает далекое прошлое. На улицах массово сжигают чучела французского лидера, а один известный журнал вообще отправил его на гильотину. Особенно повеселил французов намечающийся визит английского короля Карла III. Его встречу Макрон решил перенести из Елисейского дворца в Версаль.
«Историческая символика ужасна. Она даже опасна. Потому что не забывайте, что народ парижский пошел за Марией Антуанеттой и семьей Людовика XVI именно в Версаль», – рассказал журналист Дмитрий де Кошко.
Свой визит во Францию Карл III все же решил отложить. Тем более, дверь ратуши в Бордо, куда планировал заглянуть король, подожгли протестующие. За третий месяц бунтов французы, кажется, привыкли жить в условиях пожара.
Спокойствию Эммануэля Макрона в пылающей огнем стране можно только позавидовать. Пенсионная реформа уронила его рейтинг ниже плинтуса. Судя по опросам, его поддерживают лишь 28% французов. Желание остальных выразили футбольные болельщики. Во время отборочного матча Евро-2024 скандировали: «Макрон, уходи».
Подробнее в сюжете: Программа Вместе