28 марта советскому и российскому кинорежиссеру, народному артисту России Александру Митте исполняется 90 лет. Его фильмы «Экипаж», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий» и многие другие стали знаковыми и вошли в золотую коллекцию российского кино. В честь юбилея режиссера рассказываем о трагедии его родителей, звездном кино мастера и о том, почему в молодости ему пришлось зарабатывать на жизнь карикатурами.
Фамилия Митта – это псевдоним, который будущий режиссер взял во время учебы в институте. Он никогда не скрывал своего еврейского происхождения, но рассудил, что рассчитывать на карьеру в творческой профессии с фамилией Рабинович ему будет сложнее – уж очень распространенная фамилия.
Будущий знаменитый режиссер родился 28 марта 1933 года в Москве в семье Наума Рабиновича и Ливши Каплан.
«Родители моего отца были идейными коммунистами. После революции для евреев из местечек, которых раньше не подпускали ни к высшему образованию, ни к столицам, открылись новые возможности. Все, у кого была энергия, тяга к образованию, получили возможность учиться и многого достичь. Наум Рабинович был высоко квалифицированным инженером на ЗИСе. Он даже ездил в Америку, на завод Форда – на стажировку. И, конечно, когда начались репрессии тридцатых, его бы непременно посадили. Но он был личным другом директора завода Ивана Лихачева, и тот его раз за разом вычеркивал из списков на аресты. По семейной легенде, это происходило 17 или 18 раз», – рассказал в интервью корреспонденту MIR24.TV сын кинорежиссера, художник и мастер документального кино Евгений Митта.
Мать Ливша Каплан была секретарем парткома Наркомата рыбной промышленности СССР. Но в 1937 году, когда сынишке было всего четыре года, она была арестована на основании доноса. Ее приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
«Мой отец в детстве жил у тетки, поскольку его отец, мой дед, практически не выходил с территории завода: так было безопаснее. На заводе, под защитой Лихачева, было меньше шансов, что его арестуют», – вспоминает Евгений Митта.
После начала Великой Отечественной войны восьмилетний Александр Митта (тогда еще носивший фамилию Рабинович) был отправлен в эвакуацию. Он жил в детдоме в Саратовской области. Его отец в это время работал в Миассе (Челябинская область) на танковом производстве. Но когда в 1943 году отец вернулся в Москву, он забрал десятилетнего сына к себе, и с этого момента они жили вместе.
В школе будущий режиссер учился хорошо, много рисовал и мечтал стать художником. Мальчик занимался в художественном кружке и в театральной студии московского Дома пионеров. Но период репрессий и трагическая судьба семьи оставили глубокий след в душе подростка.
В одном из интервью Митта рассказывал: «После окончания школы и до самой смерти Сталина в марте 1953 года я был точно уверен, что меня посадят. Потому что у меня все сидели – и мама, и все ее сестры. А мужья их, дядья мои, вообще были расстреляны. Вся семья разрушена, все разбросаны по разным местам, не столь отдаленным. И ощущение было такое, что еще немного, и я тоже пойду по этапу. Поэтому я, понимая, что нужно надышаться свободой, все свое время проводил в библиотеках. Книжки читал – думал, года два-три у меня еще есть, почитаю, а потом на нары».
Окончив школу, Александр Митта какое-то время учился в художественном вузе. Но потом решил стать архитектором и продолжил образование уже в Московском инженерно-строительном институте, который окончил в 1955 году. Правда, работать архитектором молодой человек не стал. Он рисовал карикатуры, которые печатал журнал «Крокодил», и иллюстрации для детского журнала «Веселые картинки».
Опыт карикатуриста пригодился много позже, когда Митта начал снимать собственное кино. Мышление шаржами пригодилось для раскадровок. Но были и минусы: режиссер рассказывал, что первые годы видел в кино лишь последовательность картинок.
Кинематографическое образование Митта решил получить, не оставляя работу в журналах. Сперва он попал к легендарному Александру Довженко, но оказался проблемным студентом и чуть не вылетел из ВГИКа. «Через несколько месяцев классик «подарил» меня Михаилу Ромму», – говорил Александр Митта. На самом деле он сам пошел к великому Ромму – проситься в ученики. И при этом использовал свои рисунки вместо портфолио. «Ему понравилось, он посмеялся. И помог мне», – рассказывал режиссер.
Именно в этот момент молодой человек изменил свою фамилию. Во множестве биографий написано, что Митта – это родовая фамилия по материнской линии, но, по словам сына режиссера, это не так. «Это чувашская фамилия, – говорит Евгений Митта. – Был такой чувашский писатель Петр Митта, который был репрессирован и погиб в лагерях. Отцу понравились его произведения, и он взял себе эту довольно редкую и необычную фамилию».
Атмосфера в творческих кругах Москвы во второй половине 50-х царила просто невероятная: вольная и бесшабашная. «В те годы появились у меня разные потрясающие знакомые. Такие блестящие люди, гении, можно сказать, – от Бориса Слуцкого до Давида Самойлова, Дезика, как все его называли, – рассказывал режиссер. – Время было бедное, послевоенное, есть почти нечего, зато духовно – такое богатое, что ничего другого и не надо было. Причем, мы тогда не знали, с кем имеем дело – даже в голову не приходило, что все эти люди – будущие гении, я даже не знал, что Ландау, которого я видел у Дезика, выдающийся физик. Не знал даже, что Слуцкий – поэт. Он для меня был просто приятный человек, блестящий собеседник – и все. Ну, а когда я во ВГИК поступил, так вообще начался буквально обвал впечатлений: я сначала попал на курс, где со мной учились Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Георгий Шенгелая – прямо один к одному, как на подбор. А когда к Ромму перешел, то там – тоже: с одной стороны Тарковский, с другой Шукшин. В общем, завертелось колесо. По количеству окружающих меня талантов это, наверное, самое насыщенное время было».
Дипломная работа Александра Митты и его однокурсника Алексея Салтыкова – фильм «Друг мой, Колька» – вышел на экраны в 1961 году и сразу стал событием в кинематографе. Эта лента, проецирующая «взрослое» кино на реалии школьной жизни, вошла в число самых популярных фильмов года. Ее посмотрело почти 24 млн советских зрителей. В том же году дебютная картина молодых режиссеров получила премию на Международном кинофестивале в Лондоне.
С этого момента каждый фильм Александра Митты становился событием. Он снимал пронзительные и трогательные фильмы о школьниках, кино для детей и юношества. «Без страха и упрека», «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая» были любимы не только подростками, но и взрослыми. Тонкое психологическое чутье и мастерская прорисовка персонажей сделали эти фильмы ярким явлением в кинематографе.
В 1973-1974 годах картина «Точка, точка, запятая» собрала целую коллекцию наград и премий, в том числе главную премию на «Параде детских фильмов» в Белграде, премию фестиваля «Серебряная сирена» в Сорренто и приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно.
В историю отечественного кино Митта вошел и как создатель первой советской ленты в жанре фильм-катастрофа «Экипаж». Интересно, что на Мосфильме режиссеру не дали денег на этот проект. Ведь компьютерной графики в то время еще не существовало, и для съемок надо было по-настоящему сжечь несколько самолетов – цена производства такого кино получалась гигантской. Но Александр Митта не отступил и стал искать средства самостоятельно. В результате спонсором проекта стал «Аэрофлот», понявший выгоду от бесплатной рекламы. Правда, в сюжет пришлось внести множество правок, которых требовал «Аэрофлот».
Съемки шли нелегко. И не обошлись без происшествий. Так, сцену взрыва самолета готовили дважды. Чтобы отснять ее, пиротехники подготовили фюзеляж Ту-114, который удалось отыскать на кладбище самолетов. Они привезли туда шесть тонн горючего. Но за несколько часов до начала съемок произошло самовозгорание, да такое, что в окрестностях съемочной площадки сгорело все дотла. Хорошо, что съемочного оборудования на месте не было. Зарево пожарища было видно за несколько километров. Пришлось все начинать сначала. Но когда фильм все же вышел на экраны, успех у него был невероятный. Он собрал огромную зрительскую аудиторию и стал одним из лидеров проката за всю историю советского кино.
Среди самых известных работ режиссера также фильмы «Гори, гори, моя звезда», в котором Митта собрал звездный актерский состав (Табаков, Ефремов, Леонов), «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» с Владимиром Высоцким, который был близким другом режиссера. А также фильмы «Сказка странствий», «Затерянный в Сибири», «Альфред Шнитке. Портрет с друзьями». Снимал Митта и телесериалы. За один из них – «Граница. Таежный роман», снятый в 2000 году, он был удостоен Государственной премии.
Александр Митта известен не только как режиссер. Он неоднократно выступал в роли сценариста, а также снялся в нескольких фильмах, в том числе – в кинолентах Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь».
Наставнической деятельности Александр Митта тоже уделял много внимания и считал это своей важной жизненной миссией. В течение 30 лет он был преподавателем режиссерских курсов в России, Чехии, Литве, США, Германии, Мексике. Его курс по режиссуре был издан отдельной книгой под названием «Кино между адом и раем».
Творческую деятельность Александр Митта не прекращает даже сейчас, несмотря на преклонный возраст. Как рассказал MIR24.TV сын кинорежиссера Евгений Митта, сейчас они вдвоем с отцом делают пьесу по фильму «Сказка странствий» по заказу музыкального театра «Карамболь» в Санкт-Петербурге.
«Мой папа – гениальный человек, художник, режиссер и прекрасный отец, – говорит Евгений Митта, – Мы и сейчас довольно плотно общаемся, но в детстве он был для меня невероятно важным человеком!».
Со своей будущей женой Лилией Майоровой Александр Митта познакомился в издательстве «Малыш», где она работала художником-иллюстратором. К слову, там она работала всю жизнь и сделала более 100 книг, включая придуманные ею книжки-раскладушки, которые разошлись по всему миру.
Когда молодые люди встретились, Лилия Майорова была замужем. «Лиля моя ушла от мужа, журналиста правдинского, у которого даже машина была собственная, что по тем временам означало многое. А у меня вообще ничего не было. Ее муж ко мне пришел как-то, осмотрелся в моей коммуналке – а у него была отдельная квартира и все как полагается, и даже не стал скандалить. В коридор высунулись какие-то жалкие люди, зощенковские персонажи в майках-алкоголичках, и соперник его тоже выглядел не ахти, жалкий такой, бедный, без машины, в страшной грязной коммуналке. Ну, он и ушел, ухмыльнувшись – типа сама вернется, невозможно ведь жить в таких условиях. И, как видите, ошибся. Он потом, правда, два года развода не давал, так что пришлось, когда уже сын у нас родился, в ЗАГСе сразу три дела делать – разводиться, усыновлять, жениться. И так получилось, что все мои дружки-свидетели опоздали и явились на это сложносочиненное мероприятие прямо из бани, с вениками. Тетка из ЗАГСа обомлела – разводятся, женятся, ребенка усыновляют в окружении типов с вениками», – рассказывал Александр Митта.
В молодости Александр Митта со своей женой были невероятно красивой парой. Режиссер рассказывал, что, несмотря на всеобщий советский дефицит, его Лиле всегда удавалось очень эффектно выглядеть, стильно и модно одеваться. Она сама придумывала и шила невероятные наряды, в том числе шарфы с рукавами и капюшонами, носила платья с кринолином и необычные шляпки.
«Мама была очень изобретательным человеком, она 15 лет делала куклы в театре Образцова, и у нее был настоящий талант видеть весь образ в целом и умение воплотить идею в материале, – рассказывает Евгений Митта. – Она умела все: шила, преподавала моделирование. Родители не были очень обеспеченными людьми. Но они дорожили возможностью вести активную жизнь, все время принимали гостей, накрывали столы. Причем делали это не вскладчину, а самостоятельно, от внутренней хлебосольности. Это был бесконечный поток людей: к нам приходила половина «Современника» и половина «Театра на Таганке». Впрочем, семья никогда не жила бедно. В доме была хорошая еда, приличная одежда, продвинутый по тем временам интерьер. Но не было ничего лишнего. Никто из родителей не водил автомобиль. Временами у отца была машина с водителем, но только на период съемочного процесса. А в остальное время он обходился без нее. Даже дача появилась только в 2000-х».
По словам Евгения Митты, его родители много лет отдыхали в Пицунде в Доме творчества кинематографистов. Там собирались друзья отца с семьями, многие творческие люди, и это был отдельный мир, в котором проходила значительная часть летней отпускной жизни.
«Когда у отца были паузы между фильмами, он уделял семье очень много внимания, – рассказывает Евгений Митта. – И это были не дни, даже не недели. Он не перепрыгивал из одного фильма в другой, а снимал один, потом довольно долго готовил следующий. Как правило, подготовка к съемкам занимала около двух лет, и в такие периоды времени на семью у него было достаточно. Когда он мог, мы с ним ходили на выставки, в музеи, вместе рисовали. Ведь по первому образованию он художник, и мама тоже художница. И отец никогда не был партийным, никогда не влезал в должности, не занимал никакие высокие посты в киношной иерархии. Всегда держался подальше от этого».
Зато Александр Митта своим творчеством напрямую обращается к человеческим эмоциям, чтобы люди, глядя на экран, плакали и смеялись. «Я думаю, это то, на что можно позвать в кино, – сказал как-то режиссер. – Спросят: «Что за картина?». «Хорошая картина. Я плакал и смеялся». Вот если будет такой ответ, то значит все сделано правильно».
Подробнее в сюжете: Новости кино