31 марта народному артисту РСФСР, звезде отечественного театра и кино Александру Збруеву исполняется 85 лет. На его счету десятки самых разных ролей от доблестных военных до беглых уголовников. Однако визитной карточкой актера по сей день остается обаятельный разгильдяй Ганжа из фильма «Большая перемена». Этот образ принес молодому исполнителю всенародную любовь и славу «самого романтичного хулигана советского экрана».
Смеющийся взгляд и неповторимая харизма превратили Збруева в «вечного юношу» – таким его воспринимают и сегодня даже в весьма почтенном возрасте. Но эта кажущаяся беспечность и легкость сопровождали актера не всегда. Его семье пришлось столкнуться с жизненными тяготами всего за несколько месяцев до рождения будущей знаменитости…
Так сложилось, что со своим отцом Александр даже никогда не был знаком. Глава семейства Збруевых работал заместителем наркома связи. В 30-е годы его направили в заграничную командировку, а по возвращении в СССР – арестовали и приговорили к расстрелу. Жену и новорожденного сына опального партийца на пять лет выслали из Москвы. Только во время войны им удалось вернуться в столицу и поселиться в своей прежней квартире на Арбате, ставшей к тому моменту коммунальной.
Здесь и прошло лихое детство будущей звезды. Маленького Сашу трудно было назвать примерным ребенком. Он прогуливал уроки, слонялся с дворовыми ребятами, был задиристым и совсем не беспокоился о своем будущем. Несколько раз лоботряс оставался на второй год, а однажды и вовсе чуть не бросил школу. Единственное, к чему действительно тяготел трудный подросток, – это актерское ремесло.
Мать Саши в прошлом была актрисой немого кино. После ссылки женщина смогла устроиться только на электроламповый завод. Но даже такие суровые испытания судьбы не могли повлиять на ее любовь к искусству. Интерес к мастерству перевоплощений она передала и своему сыну.
«От нее я рано получил прививку театром, – признавался в одном из интервью Александр Збруев. – Я вел двойную жизнь. Днем – шпана, а вечером бежал в Вахтанговский, в Малый, где тоже служили родственники, во МХАТ. Брал контрамарки и таскал на спектакли приятелей. Пересмотрел весь репертуар, некоторые постановки – по многу раз, главные роли знал наизусть. На Арбате еще было пять кинотеатров, я все фильмы там смотрел, в том числе зарубежные – трофейные. Мне казалось, тоже могу играть как актеры на экране и на сцене, и что-то из увиденного изображал ребятам во дворе».
Поступить в театральный Збруеву удалось с первой же попытки. За время учебы в Щукинском училище отъявленного сорванца будто подменили. Александр серьезно увлекся сценой и прилежно посещал все занятия. После выпуска талантливого парня пригласил в свою труппу лучший театральный режиссер Москвы того времени Анатолий Эфрос. Так начинающий артист попал в «Ленком», где и начался взлет его карьеры.
На этих подмостках Александр Збруев переиграл почти все роли классического и современного репертуара. Среди самых популярных спектаклей с его участием – «Мой бедный Марат», «В день свадьбы», «Школа для эмигрантов», «Мудрец», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Женитьба», «Tout paye, или Все оплачено».
Артист остается верным этим стенам уже больше полувека, он до сих пор занят сразу в нескольких постановках. При Александре в «Ленкоме» сменилось пять художественных руководителей. Менялся репертуар и актерский состав, но Збруев оставался неизменным. За это постоянство артиста теперь называют «символом» театра. Говоря об этом, сам 85-летний актер шутит, мол, он не старый, а самый давний в труппе.
По признанию Александра, театр – это его «личная эмиграция от реальности». Однажды он сказал: «Театр очень многое определяет. В театре есть что-то настоящее, которое происходит сию секунду. Мне кажется, что сегодня актер может получить удовольствие и удовлетворение, только играя в театре».
Успешным оказался и старт Збруева в кинематографе. Его полноценный дебют на экране можно наблюдать в картине «Мой младший брат». В драматичной ленте, снятой по повести Василия Аксенова «Звездный билет», актеру досталась роль молодого парня Димки. Его партнерами в кадре стали Андрей Миронов и Олег Даль. Для троих студентов театральных институтов этот фильм обернулся настоящей путевкой в жизнь, говорил Збруев спустя многие годы. Действительно, в 60-е фильм режиссера Александра Зархи обрел невероятную популярность – его посмотрели больше 20 миллионов зрителей.
С тех пор Збруев начал регулярно появляться в новых картинах, воплощая на экране самые разные образы. По-настоящему культовой оказалась лента «Большая перемена», где Александр блестяще сыграл романтичного хулигана Григория Ганжу. Вскоре после премьеры поклонницы стали осаждать «Ленком», чтобы лично встретиться с обаятельным повесой. Сейчас даже трудно представить, что эта роль могла достаться кому-то другому. Тем не менее по замыслу режиссера Алексея Коренева и автора сценария Георгия Садовникова, Ганжу должен был сыграть Станислав Садальский или Юрий Векслер. Именно дворовое прошлое и бешеная харизма Збруева помогли ему стать лучшим кандидатом. Неудивительно, что образ Ганжи навсегда «приклеился» к актеру.
Таким же романтизмом и бесшабашным флером отличаются и инженер Тимошин в картине «Ты у меня одна», и Володя Березкин из «Бедной Саши». Сложившееся амплуа не помешало Збруеву проявить себя и в других неожиданных перевоплощениях. Одна из самых значимых работ в копилке актера – интернациональная лента «Ближний круг». В ней Александр достаточно органично смотрится в роли вождя народов Иосифа Сталина. Другим неповторимым образом актера оказался психолог в детективе «Шизофрения». Из последних работ артиста зрителям особенно запомнились трагикомедия «Кино про Алексеева» и эротический триллер «Содержанки».
Несмотря на большое количество работ в кино, Збруев с тоской отмечает, что по-настоящему эпохальных картин у него так и не было. «Хотя кое-что зрителю все-таки запомнилось. Но мне этого мало, – добавляет он. – И грустно от того, что возможностей для творческой самореализации становится все меньше. Возможно, с маминым молоком я впитал и мысли ее невеселые, и нервные потрясения… У меня были и простои, было и отчаяние».
Кумир экрана всегда пользовался успехом у прекрасного пола. Однако, как признавался сам артист, по-настоящему влюбляться ему приходилось лишь три раза. Александр впервые женился, когда ему было всего двадцать. Избранницей парня оказалась девушка из соседнего двора – юная Валентина Малявина. Родители пары выступали против их отношений, поэтому расписываться молодым людям пришлось тайно.
Красивая история любви закончилась печальной драмой. Частые гастроли молодого мужа привели к тому, что супруги отдалились друг от друга, и вскоре Валентина рассказала Саше о своем романе с другим мужчиной. Актер не смог простить предательства, и они развелись спустя четыре года брака.
Второй женой Александра Збруева стала Людмила Савельева. Они познакомились после выхода на экраны ленты «Война и мир», в которой актриса сыграла главную роль. В этом браке у звезды многосерийной эпопеи Бондарчука и знаменитого красавца родилась дочь Наталья. Какое-то время отношения артистов считались эталонными, но однажды в эту идиллию внезапно ворвалась еще одна любовь…
Александр познакомился с Еленой Шаниной на спектакле в Ленинграде, куда приехал с режиссером Марком Захаровым в поисках новых талантов. Актер поспособствовал тому, чтобы молодая коллега получила место в «Ленкоме». А позже стало известно об их романе, в результате которого появилась на свет внебрачная дочь Татьяна. Несмотря на то, что законная жена узнала об измене любимого, супругам удалось сохранить брак. Александр по сей день живет вместе с Людмилой, а вместе с тем принимает активное участие в воспитании и судьбе младшей дочки.
Подробнее в сюжете: Новости кино