Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Он стал символом русской музыки во всем мире. История его жизни, а также творческий путь до сих пор полны противоречий. Как творил маэстро, рассказывает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
«Именно здесь, в этом кабинете, на этом месте, Сергей Васильевич писал свою музыку. А за этим инструментом он ее воспроизводил», – рассказывает научный сотрудник музея-заповедника С. В. Рахманинова «Ивановка» Светлана Лобанова.
«Ивановка» была творческой лабораторией для композитора почти 30 лет. В летнем имении он написал большинство своих произведений. На рабочем столе – портреты матери и Петра Чайковского, напротив – спальня и детская. В Тамбовскую глубинку к нему приезжали Шаляпин, Морозов, Гедике. Музыканты вместе выступали, отдыхали. Но сочинял Рахманинов всегда в одиночестве.
Прижизненный портрет композитора, предметы интерьера, немая клавиатура, на которой Рахманинов музицировал. Потомственный дворянин увлекался сельским хозяйством, прогулками на автомобиле, любил летать на самолете.
«Сергей Рахманинов любил и использовал все технические новинки своего времени. С электрической грелкой пианист не расставался. У него мерзли руки, и с помощью этой вещи он их разогревал перед концертом. Это его фисгармония. Инструмент стоял в его съемной квартире на Страстном бульваре», – отметил корресплондент.
Рахманинов давал концерты и подрабатывал частными уроками. Столичная публика его обожала. Студенту Московской консерватории покровительствовал сам Чайковский. Он принимал у него выпускной экзамен.
«Опера Алеко» на сюжет поэмы Пушкина – это его экзаменационная работа. Написана в 19 лет по окончании Московской консерватории. Написал за 15 дней. Получил золотую медаль. Тут же она была издана. И на следующий год была поставлена на сцене Большого театра», – рассказала главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки Наталья Тартаковская.
В жизни композитора даже спустя 150 лет осталось немало противоречий.
«Сам Рахманинов считал, что он родился 2 апреля. Это у него написано в паспорте. Это он говорил корреспондентам. И эта же дата у него выбита на могильной плите. Рахманинов к дате по старому стилю – 20 марта – приплюсовывал 13 дней, как положено в XX веке, и получалось 2 апреля. Но родился то он в XIX веке, и, если бы он в XIX веке начал высчитывать, то попал бы как раз на 1 апреля», – пояснила Наталья Тартаковская.
И в России, и за рубежом он помогал соотечественникам. На благотворительность тратил около трети заработка. О себе Рахманинов даже в эмиграции говорил как о русском художнике. Его музыка и сегодня считается символом русской души. Вместе с симфоническими, оперными и фортепьянными произведениями, Рахманинов писал романсы и народные песни, а еще как глубоко верующий человек – духовную музыку.
«Духовная музыка Рахманинова – это вершина духовной музыки, написаны православные тексты во всей хоровой литературе. Лучше и сильнее чем «Всенощное бдение» и «Литургия» сочинений просто не существует на сегодняшний день», – заявил художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора Тимофей Гольберг.
Даже в церковной хоровой музыке композитор сумел создать свой узнаваемый стиль. Его колокольный перезвон и торжественный набат – знаменитые «рахманиновские интонации».
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
Читайте также: