Стихи этого человека без преувеличения знает вся страна, хоть их и не заставляют учить в школе. Зато песни на эти стихи исполняли и продолжают исполнять ведущие звезды отечественной эстрады: Эдита Пьеха, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Игорь Николаев, Ирина Аллегрова, Михаил Боярский и многие-многие другие. Сегодня 85-летие отмечает советский и российский поэт-песенник, народный артист России Илья Резник. На его тексты написано более трех тысяч песен, а его фамилия уже давно стала визитной карточкой, знаком качества и залогом успеха. В день рождения поэта расскажем, какая песня навсегда изменила его жизнь и почему на склоне лет Илья Резник стал затворником.
Будущий мэтр эстрады родился 4 апреля 1938 года в Ленинграде. Семейная история Игоря Рахмиэлевича интересна и драматична – взять хотя бы то, что он носит отчество по имени деда, который был по совместительству его опекуном. Но обо всем по порядку.
Отца поэта звали Леопольд Иосифович Израэльсон. Он происходил из еврейской семьи, родился в Дании, но в 1924 году семья переехала в СССР. До войны Леопольд работал скорняком и меховщиком, а в 1941 году отправился служить в Карелию. В 1944 году с тяжелым ранением Леопольд попал в госпиталь в Свердловске, где заболел чахоткой и скоропостижно скончался.
Маленький Илья вместе с матерью Геней Борисовной Эвельсон провел детские годы в Ленинграде. В период блокады семья уехала в эвакуацию на Урал. В 1944 году, вскоре после смерти мужа, Геня повторно вышла замуж. Но избранник поставил женщину перед страшным выбором: либо новая семья, либо сын от первого брака. И Геня выбрала...
После того как мать с новым мужем уехала в Латвию, Илью взяли к себе родители отца – Рива Гиршевна и Рахмиэль Самуилович Резники. Они официально усыновили мальчика – так Илья получил отчество «Рахмиэлевич», а заодно и новую фамилию. Предательство матери оставило в душе Ильи глубокую рану: после ее отъезда они не виделись десять лет. Лишь в зрелом возрасте поэт сумел простить мать за то, что та его бросила.
А вот бабушка и дедушка, напротив, стали для мальчика надежной опорой. Как вспоминал поэт, дед был первоклассным сапожником, любил свое ремесло и всегда делал работу на совесть. Бабушка работала поварихой на заводе. Но сам Илья с детства грезил о чем-то высоком и романтическом: мечтал стать то мореплавателем, то военным, а ближе к концу школы задумался об актерской карьере – театр Илья обожал всей душой.
Окончив школу, Резник подал документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, но провалил вступительные экзамены. Юноша решил предпринимать попытки до тех пор, пока не впечатлит педагогов, и это удалось ему лишь в 1958 году. До этого Резник успел поработать лаборантом в медицинском институте, электриком и рабочим сцены.
Период студенчества был для Резника плодотворным и полным открытий. Именно к этим годам относятся его первые поэтические и музыкальные опыты. Вот что рассказывал об этом сам поэт: «Отсчет – это 1961 год, когда я впервые написал несколько бардовских песен. А началось с того, что, когда я был студентом третьего курса театральной студии, ко мне пришел знаменитый наш бард, поэт Александр Городницкий, и сказал: «Илья, вот ты играешь на гитаре, не мог бы ты со мной вместе участвовать в моих концертах и петь мои песни?» Я выучил несколько песен: «Снег, снег», «Атланты», «Кожаные куртки», стал выступать, потом попал в ленинградский клуб «Восток», куда приезжали барды. Вот это стало толчком к тому, чтобы однажды ночью я взял гитару и сам стал сочинять».
Вскоре на свет появились «Баллада о французской дуэли», «Тараканка» и несколько других песен, которые Резник сам исполнял на различных творческих вечерах и концертах. Но затем в его музыкальной карьере наметился перерыв. В 1965 году молодого Резника – на тот момент уже выпускника – пригласили в труппу Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Театральная жизнь захватила юношу и на долгое время заслонила все остальные интересы. Лишь четыре года спустя Резник вновь плотно занялся поэзией: его дебютом в печати стал сборник детских стихов «Тяпа не хочет быть клоуном». Впоследствии Илья Рахмиэлевич еще не раз писал для юных читателей. И все же прославили его совсем другие стихи.
Безусловно, Илья Резник ничего не добился бы на эстраде, если бы не его талант и потрясающая работоспособность. Однако был конкретный человек, который без преувеличения проложил ему путь на музыкальный олимп. Этим человеком был Александр Броневицкий – советский композитор, руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля «Дружба» и первый муж Эдиты Пьехи. Со звездной парой Резник познакомился, еще будучи артистом театра, их отношения быстро переросли в крепкую дружбу. Броневицкий высоко ценил поэтический дар юноши и активно его продвигал – знакомил с исполнителями, композиторами и даже сам написал несколько песен на его стихи, которые вошли в репертуар Эдиты Пьехи.
«Когда работаешь над песней, отношения, конечно же, становятся дружескими. Счастливые люди те, которые смотрят в одну и ту же сторону. Так было у меня с Александром Броневицким и Эдитой Пьехой, когда родились такие песни как «Край березовый». «Вероника», «Улыбайтесь, люди!» – рассказывал Резник в интервью. – Это были мои друзья, мы жили вместе, ездили под Ригу на хутор – пока вместе работали. Потом Шура разошелся с Эдитой, и наш союз распался. Некоторое время я вместо Пьехи даже с «Дружбой» работал в качестве исполнителя. Пел песни, читал стихи, чтобы спасти Шуру».
И все же наиболее знаковую для Резника песню, которая по-настоящему прославила его как эстрадного поэта-песенника, исполнила не Эдита Пьеха, а другая талантливая советская артистка – Людмила Сенчина. Речь идет о композиции «Золушка», которая впервые прозвучала со сцены в 1969 году.
Сказочная, стилизованная под барокко музыка композитора Игоря Цветкова и светлый образ принцессы, созданный Сенчиной, сделали свою работу: песня запомнилась, и уже скоро весь Союз напевал восторженное «хоть поверьте, хоть проверьте...».
Ну а для Резника все только начиналась. После того как он разошелся с Броневицким, в жизни поэта наступил период Аллы Пугачевой. С Примадонной Илью Рахмиэлевича связывает не один десяток совместных хитов, крепкая дружба, обиды и прощения, и даже совместная жизнь в одной квартире!
Резник и Примадонна познакомились в 1972 году. Впрочем, юная Пугачева тогда еще не носила это почетное звание и входила в разряд певиц, подающих большие надежды. Вот как сам Резник вспоминает их знакомство: «Пугачева с оркестром Лундстрема приехала в Питер, и я попросил ее показать Галине Ненашевой мою песню «Любовь должна быть доброй». Мы пришли к Гале, а та нас с этим творением выгнала, и вот идем по гостинице «Октябрьская»... «Алла, – говорю, – ну возьми тогда эту песню себе». Аллочка хмыкнула: «А мне она тоже не нравится». – «Ну хочешь, что-нибудь другое бери». А у меня в задрипанном гитарном чехле – я играл тогда на гитаре, поэтому везде с ней ходил, – лежали несколько клавиров (мы с композитором что-то писали, а потом кому-то показывали). Я вынул один: «Вот «Посидим, поокаем» есть – посмотришь?». Она кивнула: «Ну ладно».
В 1974 году Пугачева выступила с песней «Посидим, поокаем» на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Это дало ей возможность представлять СССР на международном фестивале в польском Сопоте.
Тандем Резника и Пугачевой оказался невероятно плодотворным, благодаря сотрудничеству двух музыкантов на свет появились такие хиты, как «Балет», «Без меня», «Звездное лето», «Старинные часы», «Маэстро», «Лестница», «Фотограф», «Тише», «И в этом вся моя вина», «Поднимись над суетой», «Скупимся на любовь», «Три счастливых дня» и др.
Как и в случае с Броневицким, Резник и Пугачева были очень дружны: в начале 1970-х поэт даже некоторое время жил в квартире певицы. В их отношениях царило полное взаимопонимание, подкрепленное тягой двух мощных творческих единиц к постоянным экспериментам и самовыражению.
«У нас был там домашний театрик, а какие случались импровизации! – рассказывал Илья Резник. – Помню эпизод гениальный. Часа в три ночи Алла кричит: «Илюшка, ты спишь?!». – «Нет, – отвечаю, – а что?». – «Давай чего-нибудь поедим». Я быстро соображаю: «Что-то надо придумать». Открываю шкаф, вынимаю лохмотья какие-то... Старый халат напяливаю, рисую себе усы, брови, надеваю продавленный картуз и в таком виде выхожу в гостиную. Смотрю: навстречу идут одетый под жиголо Болдин и размалеванная, как проститутка с Пляс Пигаль, Алла».
Но в 1996 году между маэстро и его бессменной, как когда-то казалось, музой произошел разлад. Причина банальна – деньги. А точнее, золотая коллекция хитов на стихи Резника, с продаж которой Пугачева получила ни много ни мало 6 миллионов долларов. Резнику не досталось ничего. Возмущенный автор подал в суд, который в итоге встал на его сторону и обязал певицу выплатить бывшему коллеге 100 тысяч долларов. Пугачева условия выполнила, однако отношения были испорчены.
За свою многолетнюю карьеру в шоу-бизнесе Резник успел поработать почти со всей отечественной эстрадой: песни на его стихи исполняли Лайма Вайкуле, Валерий Леонтьев, София Ротару, Филипп Киркоров, Ирина Понаровская, Александр Градский, Аркадий Укупник, Кристина Орбакайте, Ирина Аллегрова и многие другие. В разные годы Илье Рахмиэлевичу довелось поработать с выдающимися композиторами: Раймондом Паулсом, Евгением Мартыновым, Максимом Дунаевским, Владимиром Мигулей, Игорем Николаевым, Александром Журбиным, Оскаром Фельцманом.
Илья Резник долгое время не связывал себя серьезными отношениями, посвящая все свободное время работе. Но, конечно же, написанные им песни о любви не были бы такими проникновенными, не испытай он сам этого чувства в полной мере.
Поэт был женат три раза. С первой женой Региной он познакомился, когда был на гастролях. Девушка работала заместителем директора ленинградского театра Эстрады. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, Илья и Регина создали крепкую семью и воспитали двоих детей – сына Максима и дочь Алису.
Однако со временем отношения супругов испортились, дело дошло до развода. Разрыв с первой женой Резник переживал очень тяжело. «Я был на грани самоубийства, – признавался поэт. – Я так любил своих детей, и потерять их было бы для меня большой трагедией. Максим меня спас, когда сказал, что на суде хочет жить с папой. Это было счастье. Но спасти семью было нельзя, она держалась только на детях».
В итоге Максим остался с отцом, а Алиса – с мамой. Позднее Резник рассказывал, что жена запрещала ему видеться с ребенком и ему приходилось нарушать закон, чтобы увидеть дочь: «Я перелезал через забор в какой-то санаторий, чтобы встретиться с Алисой, искал ее. Но Регина сделала все, чтобы мы отдалились. Когда Алиса выросла, связь наладилась».
Второй раз поэт решился связать себя узами брака в 1987 году. Новой музой Резника стала узбекская танцовщица и балетмейстер Мунира Аргумбаева. Новая пассия Резника вновь оказалась сильно моложе его – на 23 года. Но, похоже, мэтра это не смущало. Через четыре года после свадьбы у супругов родился сын Артур. В начале 90-х семья переехала в США, однако спустя два года Резник вернулся в Россию – правда, без жены и ребенка...
Развод с Аргумбаевой был сопряжен с громким скандалом. Танцовщица уверяла, что Резник ее ограбил, лишив средств к существованию и крыши над головой. Кроме того, Мунира заявила, что уже после расставания с мужем узнала о его свадьбе с другой женщиной, хотя они, по ее словам, тогда еще не были в официальном разводе. В итоге в 2012 году московский суд отменил решение о расторжении брака между Резником и Аргумбаевой, хотя на тот момент они уже десять лет как не жили вместе. Впрочем, в итоге ситуацию удалось урегулировать.
Третьей женой поэта стала Ирина Романова – мастер спорта по легкой атлетике, врач ЛФК и массажа. На этот раз Резник побил собственный рекорд, ведь Ирина младше мужа на целых 27 лет! Их познакомили общие друзья, поэт с первого взгляда влюбился в яркую, харизматичную красавицу. Но целых 14 лет они жили, не расписываясь. «Жениться я решил, чтобы защитить любимую от оскорблений: в адрес Иры говорили много гадостей, связанных с тем, что мы официально не женаты. Хотя не понимаю, кому какое дело? В общем, наша роспись была своеобразной защитой», – признавался Резник.
Сейчас Ирина является генеральным директором детского театра «Маленькая страна», который основал Илья Резник. В его стенах дети от 4 до 16 лет изучают азы актерского мастерства и проживают свой первый опыт на сцене. В последние годы Илья Резник почти не появляется на публичных мероприятиях, посвящая всего себя семье и воспитанию юных дарований.