Больше всего на свете он мечтал остаться наедине с самим собой и послушать любимую пластинку, которая однажды случайно попала в руки на блошином рынке. «Я, только я и снова я» – вот как просто и символично назывался этот альбом.
В театре «Школа современной пьесы» премьера – «Час тишины» по пьесе Флориана Зеллера в постановке Дмитрия Астрахана и Ильи Макарова. Семейная комедия с потопом, скандалом и джазом.
Один из самых ярких драматургов XXI века, лауреат премий «Оскар», BAFTA и «Спутник» в 2001 году окончил Парижский институт политических исследований, но в своих пьесах он, как правило, исследует внутренний мир человека и делает это как тонкий психолог, а иногда будто бы даже и психиатр.
Мишель (Иван Мамонов, Александр Овчинников) мечтал послушать пластинку «Я, только я и снова я» и обещал себе стать после этого счастливым…
Заслуженный деятель искусств России, режиссер театра и кино, сценарист, актер и продюсер, художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан и Илья Макаров, который как продюсер и сценарист сделал более 30-ти популярных сериалов на основных федеральных каналах, создали комедию, где есть место и смеху, и искренним слезам, которые очень трудно сдержать, потому что мы видим, к чему приводит эгоизм.
На сцене обычные люди, которые когда-то допустили ошибку и теперь не могут спокойно жить. В квартире Мишеля происходит потоп, причем в прямом смысле – интересный ход, как и вся сценография в целом Васи Ложкина, сын становится панком и требует называть его «Долбанная крыса», жена хочет признаться в чем-то страшном, а он всего лишь мечтал послушать любимую пластинку… Когда же наступит тот самый час тишины?
Эта комедия о любви и очищении человеческой души, утверждают авторы постановки. Про ложь, которая разрушает жизнь, и про ошибки, которые совершает каждый из нас, и рано или поздно их все равно приходится исправлять…
В центре внимания Флориана Зеллера всегда несчастные семьи, а герои в своих пороках порой доходят до самого дна: это и «Сын» в РАМТе в постановке Бутусова, и «Мама» в МХТ им. Чехова в постановке Егора Трухина, и «Папа» в «Современнике» в интерпретации Евгения Арье. Это театр гротеска, абсурда. Но он настолько реальный, что порой в отдельных персонажах видишь себя как в зеркале. Это всегда смех сквозь слезы. Герои нелепы, комичны и слишком сосредоточены на себе, чтобы по-настоящему осознать, что происходит вокруг. Для них не существует ничего, кроме их желаний. Это доводит их чуть ли не до помешательства.
«Я так боялась сделать тебе больно, но ты слишком занят собой, чтобы хоть что-то почувствовать», – говорит Мишелю его супруга Натали (Джульетта Геринг, Александра Виноградова). Но не только он занят собой. Каждый в первую очередь действует исключительно в собственных интересах. А разве в жизни не так? Что скрывается, если посмотреть внимательно, за маской благодеяний? Какая-то необходимость, личная нужда кроется в этих добрых делах и поступках.
При всей простоте сюжета здесь очень много смыслов, подтекстов. И всего за два часа можно увидеть, понять и прочувствовать, сколько же на самом деле скрывает одна семья: измены, проблемы воспитания детей, сложности взаимоотношений в семье, предательства друзей и даже неумение элементарно найти подходящего мастера для ремонта комнаты.
Вода тем временем из-за прорыва канализации все течет и течет… Час тишины так и не наступает. Любимая пластинка так и остается лежать на столе. Стены в соседней комнате рушатся, как и ломается семья. Мишель настолько одержим собой и своим желанием (ведь он пообещал себе, что именно после прослушивания этого альбома он станет счастливым), что не хочет замечать вокруг ничего. А когда это становится уже невозможно, он-таки выходит из себя…
Так настанет ли в итоге тот самый час тишины? Что вообще на самом деле значит это выражение? Это явно больше, чем просто час для прослушивания пластинки… И нужно ли так уж стремиться к этому самому часу тишины?..
Фото предоставлены пресс-службой театра, фотограф Петр Захаров
Подробнее в сюжете: Театр
Читайте также: