Об охотниках за атомной бомбой – новый выпуск «Исторического детектива» с Николаем Валуевым. Почему американцы работали на советскую разведку и не предали Союз даже в многолетнем заключении, расскажут эксперты программы. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Елена Куршук.
Морис и Леонтина Коэны познакомились в Нью-Йорке. Спустя пять лет, в 1941-м, сыграли свадьбу. Девушка не подозревала, что выходит замуж за советского разведчика, хотя у обоих были славянские корни.
«Моррис предложил ей стать также помощницей что собственно она и сделала она согласилась и многие их коллеги воспринимают их как единое целое», – сказал историк, научный сотрудник филиала Музея политической истории России Даниил Ягирский.
Одно из первых заданий – напрямую из советского посольства в Вашингтоне: добыть сведения о новом авиационном пулемете.
«Они создали группу, которую назвали волонтерами из инженеров некоторых военных заводов, из техников, из студентов, небольшая группа была, все работали абсолютно бесплатно», – рассказал доктор исторических наук Александр Кубышкин.
Леонтина уговорила вынести не только чертежи, но и разобранный пулемет. Всю добытую женой информацию Морис передавал в Москву.
Тогда они еще не знали, что главная цель их разведывательной работы, атомная бомба, существует уже не только в планах и чертежах. Основные работы по ее созданию велись в городке Лос-Аламос.
Три года супруги поставляли в Союз «атомные» сводки о разработке бомб, а позже, уже под фамилией «Крогеры», поселились под Лондоном, в деревне неподалеку от военной базы Нортхолт.
«Сведения были очень важны, они позволили развить и ракетную технику, и системы подводного наблюдения, прежде всего и радиолокации подводной очень важные сведения, тем более что они поставлялись из непосредственно из штаба морского флота», – сказал ректор Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова Константин Иванов.
В октябре 60-го Крогеры отбили последнюю срочную шифрограмму в Москву. Предатель из своих же сдал их властям.
«Они все отрицали всю связь с советской разведкой. Советский Союз отказался их признавать, сказал, что это не наши люди вообще, это была игра, это была игра и очень опасная игра, но кто-то принял такое решение», – сказал доктор исторических наук Александр Кубышкин.
О десяти годах в тюрьме и дальнейшей судьбе разведчиков смотрите в программе «Исторический детектив» 8 апреля в 8:40 на телеканале «МИР».
Подробнее в сюжете: МИР на 18-й кнопке
Читайте также: