Будучи уже известным спортсменом в Грузии, он продолжал подметать главную улицу Тбилиси – проспект Руставели. Все детство он провел за игрой в нарды, но азарта этой игры не впитал, а научился осторожности. Ему принадлежит уникальное достижение: шесть чемпионатов СССР он провел без единого поражения. Долгие годы он входил в пятерку лучших игроков планеты. Удивительно, он был, пожалуй, единственным, кто был достоин чемпионского звания, но не стремился к нему. Судьба сама расставила все по местам точно фигуры на шахматной доске. Он рос в бедной армянской семье и достаточно рано потерял родителей. Когда ему исполнилось 14, умерла мать, чтобы прокормить себя, он после школы подрабатывал помощником киномеханика. Через год умер его отец, тбилисский дворник. Сыну пришлось заменить главу семьи, пятнадцатилетний паренек взял метлу и вышел на улицу. Некоторые историки шахмат считают, что такое трудное детство и наложило отпечаток на стиль его игры, на его характер в целом. Сам же наш герой говорит, что шахматы спасли его и сделали человеком. Ведущий программы «Чемпионы Евразии» Гиви Твалтвадзе рассказывает о девятом чемпионе мира, одном из самых миролюбивых и вместе с тем неординарных шахматистов, легендарном Тигране Вартановиче Петросяне.
Родители не видели в шахматах ничего хорошего, поэтому говорили: «Сынок, ты лучше учись, доской с фигурками себя не прокормишь». Но ведь и старшие порой ошибаются. После выигранной борьбы за мировою корону в 1963 году армянский гроссмейстер получил 2000 рублей – это, приблизительно, зарплата за два года среднестатистического советского гражданина. Но деньги для него были не главное, как и звания. Его привлекала именно игра.
«Уважение к его личности зашкаливало. Мне запомнилась одна партия, когда я сыграл с ним вничью. Тигран Вартанович будто видел соперника насквозь. Воистину, Железный Тигран. Он сказал мне тогда на прощание: Смбат, ты свои партии должен сам анализировать, научись это делать», – рассказал гроссмейстер, первый заместитель президента Федерации шахмат Армении Смбат Лпутян.
«Я несколько раз встречался с Тиграном Петросяном, у него был громадный талант. Он любил жизнь, многим интересовался. Уверен: если бы он проявил себя в другой сфере, то стал бы таким же великим мастером своего дела», – сказал международный арбитр ФИДЕ, член правления Федерации шахмат Армении Ашот Вардапетян.
В советские годы крупные города и республиканские центры становились местом притяжения для талантливых шахматистов. В Москве, Тбилиси и других столицах работали лучшие тренеры, которые открывали новые имена. Петросян познакомился с шахматами в 1941 году в тбилисском Доме пионеров. Его первым наставником стал Арчил Эбралидзе, который перевел на грузинский книгу легендарного Хосе Рауля Капабланки. Именно этот труд третьего чемпиона мира стал фундаментом для стиля и манеры игры будущего обладателя мировой короны. В 1947 году он уже выполнил норматив мастера спорта. Но Петросяну нужно было двигаться дальше, юному талантливому шахматисту предрекали большое будущее. А значит, переезд в Москву был необходим.
Один из самых ярких и талантливых шахматистов своего времени, Петросян обладал глубиной мышления, широкой эрудицией, выходившей за рамки 64 клеток. Его стиль считался эталонным среди гроссмейстеров, предпочитающих смешивать атаку и защиту. Несмотря на склад ума, Петросян к точному расчету партии всегда подключал интуицию, говорил, что без этого невозможно побеждать. После долгих споров в шахматных кругах и прессе, кто же такой Тигран Петросян за доской, в чем его особенность и кредо, он сам дал четкий ответ: «Ограничение возможностей соперника, окружение и постепенное сжимание кольца вокруг неприятельского короля».
«Главная стратегия Петросяна – это надежная игра в обороне. Вот кто не любил рисковать, любил свои фигуры расставить так, чтобы сопернику было неимоверно сложно взломать оборону. Поэтому тактика Тиграна, если я не ошибаюсь, это ничья черными и победа белыми. Непростой характер, как и у всех чемпионов мира. Но он обыграл великого Ботвинника, причем обыграл последним. Если Таль и Смыслов обыгрывали Ботвинника, и у него были силы на матч-реванш, то патриарха окончательно свалил Петросян», – рассказал шахматный менеджер Кирилл Зангалис.
Он испытывал неприязнь к шахматам как к азартной игре. Это была его философия, а не способ кому-то что-то доказать. Хотя однажды ему все-таки пришлось доказывать. Уже после завоеванного титула чемпиона мира его стали обвинять в чрезмерной осторожности и большом количестве ничьих. Тогда Петросян решил уйти, оставить трон. Но его жена и окружение настояли, чтоб Железный Тигран не просто остался, а развил свой стиль, сделал его фирменным, отточил, довел до идеала. Именно тогда он всем показал, что это не просто осторожность, а его манера, против которой ни у кого нет оружия. В 1966 году он переиграл Спасского и защитил титул. Вновь улицы Тбилиси и Еревана заполнили поклонники, которые готовы были носить своего земляка на руках. И вот один интересный факт. Петросян очень уважал своих соперников, поэтому порой сам подводил матчи к ничейному исходу или соглашался на ничью там, где мог победить.
«Я был ребенком, когда он в 1963 году одержал победу над Ботвинником. Было особое чувство восторга и гордости. В Ереване его встречали как героя нации, прямо с перрона несли на руках. С тех времен пошла традиция называть мальчиков с фамилией Петросян Тигранами», – вспоминает Смбат Лпутян.
«После того, как он стал чемпионом мира, в Армении произошел шахматный бум. Этот вид спорта начал развиваться быстрыми темпами. А Тигран Петросян стал эталоном, на которого равнялись и равняются», – отметил секретарь Федерации шахмат Армении Микаел Андреасян.
После завоевания чемпионского титула Петросян оказался настолько популярен, что про него шутили: если бы Тигран появился в Антарктиде, у него и там бы нашлись поклонники. А сам Тигран Вартанович обожал хоккей. Переживал за любимый «Спартак» и почти не пропускал матчей сборной СССР по телевизору. А все остальное время посвящал шахматам и только им. В 51 год он одержал свою последнюю победу на международном турнире и все еще входил в пятерку лучших гроссмейстеров СССР.
Каждый чемпион мира расстается с короной по-своему. Петросян, например, потерял титул в день своего 40-летия, но трагедии из этого не сделал. Отметил день рождения с друзьями и продолжил играть в шахматы. И не только играть – он писал о них. С 1968 по 1977 год он был главным редактором журнала «Шахматная Москва», затем самостоятельно выпускал еженедельник «64».
В биографии Тиграна Петросяна был любопытный эпизод. Он встретился в сеансе одновременной игры с самим команданте, лидером Кубы Фиделем Кастро. Тогда между ними была зафиксирована ничья. А мраморный стол, за которым проходила партия, Кастро подарил Петросяну на память.
К слову, о памяти. В знак глубокого уважения и почитания портрет единственного в истории чемпиона мира по шахматам из Армении изображен на банкноте номиналом в 2000 армянских драмов.
Именем Петросяна назван Центральный дом шахматиста в Ереване. Первый камень заложил сам гроссмейстер. С 1984 года там проводятся турниры ветеранов и работает академия. Любители и профессионалы разбирают партии Петросяна и гордятся тем, что он их соотечественник. А рядом с Домом шахмат стоит бюст великого мастера. Памятник был открыт в 2006 году.
«В его честь также названа улица в Ереване. Поскольку Тигран Петросян был разносторонним человеком, он очень хорошо писал. Его статьи люди вырезали из газет и журналов, многие даже учили русский язык, чтобы понимать, о чем написано», – рассказал Смбат Лпутян.
«Он представлял миру нашу нацию, стоял у истоков становления и развития шахмат в Армении. Благодаря ему мы считаемся шахматной сверхдержавой», – отметил председатель комиссии ветеранов Федерации шахмат Армении Рафик Чатинян.
Однажды девятый чемпион мира признался, что без поддержки своей жены никогда бы не добился успеха. Близкие друзья шутили, что Роне нужно присвоить звание заслуженного тренера. Она была блистательным психологом. Когда Петросян проиграл Борису Спасскому матч на первенство мира, то домой возвращался в подавленном состоянии и во всем корил себя. И тогда супруга придумала, как его отвлечь. Она разыграла сценку и сказала: мне не до твоих шахмат, у меня сильная мигрень. Уже через минуту любящий муж забыл о своем фиаско.
Какие только виды спорта ни сравнивали с шахматами. Керлинг – шахматы на льду, где капитан команды продумывает стратегию каждого энда исходя из того, как сыграл соперник и смогли ли его партнеры выполнить поставленную задачу. Футбол – шахматы на поле, где тренер расставляет фигуры и требует четкого исполнения задач. Бокс – шахматы на ринге, где вместо пешек и ферзя джеб и хук, где манера вести бой и стойка боксера подчас играют решающую роль. Поэтому неудивительно, что Тиграна Петросяна прозвали «Шахматным левшой». Его необычная манера игры, умение втянуть в нее оппонента на протяжении нескольких десятилетий заставляли даже самых искушенных соперников капитулировать.
Подробнее в сюжете: Чемпионы Евразии