Невозможно представить российский рынок и без китайских товаров. Автомобили, смартфоны, одежда, обувь. При этом надпись «Made in China» больше не вызывает скепсиса у россиян. Китай уверенно завоевывает оставленные западом ниши. Поэтому и бизнес поворачивается в сторону Поднебесной. Об успехах российско-китайского партнерства – корреспондент «МИР 24» Андрей Захаров.
Под троекратное русское ура открывают новый бизнес-клуб с символическим названием «Новая эпоха». Итог первого делового завтрака предпринимателей из Поднебесной, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«Никогда я не видел за 30 лет в России, как две страны, исполнительные власти разного уровня начинают идти вперед. Главное – верить друг в друга, это очень-очень важно», – отметил генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка, доктор экономических наук Чэнь Чжиган.
Ну а какое доверие без застолья. Еда в Китае, это еще Конфуций говорил – один из трех важных рычагов для управления государством, наряду с армией и доверием народа. Поэтому планы до 2030-го русско-китайский бизнес обсуждает за чашечкой улуна и пуэра.
Где бы ни оказался бизнесмен из Поднебесной, есть вилкой и ножом он будет вряд ли. Палочки для китайца – это важная часть традиций. Квадратный верх, говорят, символизирует землю, округлый низ – небо. Еще это удобно: благодаря угловатому основанию они хорошо держатся в руках, а их округлое окончание не поранит губы или язык. И в этом сочетании весь китайский бизнес – ему должно быть безопасно, удобно и полезно – палочками нельзя взять больше, чем можно прожевать.
В общепите как нигде лучше уяснили: замыкаться на себе смерти подобно. Когда в пандемию китайские туристы дружно остались дома, Шуан У в Петербурге адаптировала меню своего ресторана под российского потребителя. И не прогадала.
Формула русско-китайской бизнес-кухни проста: чего нет в Поднебесной есть в России, и наоборот. Автопром с дружественного Востока заполняет российский рынок. Кроссоверы от двух с лишним миллионов разлетаются как горячие пирожки, очереди у дилеров даже по будням.
Камеры кругового обзора, роботизированная коробка передач, обшивка салона из кожи, электро-регулировка сидений, панорамная крыша с люком – и это в авто далеко не премиум-класса.
«Наши коллеги, друзья из Поднебесной очень быстро и оперативно заместили весь тот сегмент, который мы почти что потеряли», – отметил директор управления по работе с ключевыми и корпоративными клиентами автохолдинга Евгений Кабанов.
На российском рынке пока представлена лишь малая часть китайских марок – порядка 25 из 120. Нновый российский автомобиль «Москвич 3» выпускается на базе китайского JAC. Завод после ухода французского бизнеса перезапустили за рекордные полгода.
«В этом автомобиле уже есть локальные детали, да, их сейчас немного – около шести, но каждый день мы работаем», – сказал руководитель проектов МАЗ «Москвич» Максим Клюшкин.
Пока производство сборочное – из Китая сюда, словно детали конструктора, приходят полностью готовые к сборке узлы и комплектующие. Зато сохранили весь персонал – от главного инженера до оператора станков.
В Подмосковье планируют производить и Hongqi – в переводе с китайского «красное знамя». Люксовый лимузин, на котором сам товарищ Си разъезжает. Его называют убийцей Maybach, Rolls-Royce и Bentley.
Как отмечают эксперты, партнерство между нашими странами – дорога всегда с двухсторонним движением. Причем во всех сферах.
«Прежде всего, это станкостроение, машиностроение, где китайские партнеры в наибольшей степени интересуются тем, что происходит. У нас это касается в равной степени и импорта, и экспорта. Это фармацевтика, медицина, сельское хозяйство, туризм», – рассказал заместитель генерального директора, представитель Китайского делового центра Александр Горохов.
Бизнесмены из Поднебесной инвестируют в российское производство. Эта кукуруза выращена и собрана китайским агрохолдингом в Приморье и отправится из свободного порта Владивосток в провинцию Шаньдун.
«У нас есть льготные ставки по кредитам, в том числе административные преференции. Также у нас есть налоговые льготы, в Китае этого нет», – рассказал генеральный директор торгового дома Алекс Цао.
Всего за четыре года здесь как минимум в два раза увеличили посевные площади и в три объем экспорта. Рост прибыли и еще у одной приморской компании. Эти полноприводные «6 х 6» китайские грузовики теперь полностью собирают в России, а не привозят готовыми из-за рубежа.
«Численность сотрудников выросла практически в пять раз. По количеству техники, которую мы планируем выпускать на 23-й год – также рост на 500%», – отметил коммерческий директор производственной компании Андрей Стрельцов.
В особую экономическую зону «Алабуга» в Татарстане китайские предприниматели уже вложили полтора миллиарда рублей инвестиций и создали 750 рабочих мест. Но мало произвести, нужно доставить. Раз в неделю поезд через свободную таможенную зону прибывает в Россию с оборудованием из Китая, а возвращается с сельхозпродукцией и нефтехимией. Логистическая компания из Поднебесной активно включилась в работу.
«Мы рассматриваем и проектируем новый логистический комплекс, назвали его именем великого китайского реформатора Дэн Сяопина, который, собственно говоря, Китай сделал частью рыночной глобальной экономики. Данный комплекс будет одним из крупнейших в России», – сказал заместитель генерального директора ОЭЗ «Алабуга» Тимур Мингазов.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе