Аромат камыша непередаваем. Кажется, хочется наслаждаться им бесконечно. А сохраняется он сотни лет. Еще коврику из болотной травы – он же арджен – нет износа. В старину арджен был незаменим в быту: на нем сидели, молились, им утепляли жилище. Это был тот предмет, на котором человек отправлялся в последний путь. Сдержанная и суровая красота ардженов завораживает. Ощущение комфорта, кажется, что смотришь на теплый очаг.
Мастер Руслан Мазлоев предлагает абсолютно современный взгляд на тысячелетнюю традицию плетения циновки. Художник показывает работу с цветом и формой, хотя традиционные арджены имеют обычно природный желтоватый оттенок, квадратную или прямоугольную форму. Руслан не признает всевозможные химические красители и не пользуется станком для плетения. Все работы, которые теперь являются произведением искусства, мастер делает вручную. Траву для своих необычных скульптур художник собирает и сушит месяцами. Важно, чтобы природный материал приобрел необходимую структуру.
«В буквальном смысле мое отношение к материалу – это любовь. К тому пути, переходу, который мне этот материал открыл. Переход от традиционного плетения уже к искусству, к таким абстрактным композициям, арт-объектам. Когда смотришь, кажется все очень просто. Но руки начинают болеть от этого очень сильно. Бывает, что для одной работы использую 100-метровую веревку. На одну работу уходит от трех месяцев до года», – рассказывает народный мастер КБР Руслан Мазлоев.
Ремесло возникло, когда люди еще использовали то, что природа дает в готовом виде: плоды, ветки, камни, траву. Для плетения ардженов черкесские мастерицы применяли болотное растение: рогоз. Древнему ремеслу плетения из болотного рогоза Руслан Мазлоев научился у матери. В детстве помогал ей собирать стебли и листья камыша: чистить, сушить, а для эластичности несколько раз замачивать по особой технологии. Свою первую работу – плетеный коврик – Мазлоев изготовил в шесть лет. Черкесы не любили аляповатые, яркие расцветки. Отсюда сдержанное цветовое оформление
«Работы я не крашу ни лаком, ни чем-то другим. Все должно быть естественно. Мне больше нравятся естественные цвета. Это зеленоватый оттенок, золотистый, оттенки серебристого», – говорит мастер.
Для получения золотистого цвета камыш оставляют на солнце. Зеленый цвет достигается при сушке в тени. Главный принцип мастера: все в арджене должно быть натурально – это традиция. Но есть и новшества – художник ушел от классического плетения и придумывает все новые техники. Плетение арджена – процесс не только трудоемкий, но и опасный. Стебли необработанного камыша остры, словно лезвие ножа, это приводит к многочисленным порезам. А сама добыча болотной травы может закончиться большими неприятностями – обитатели водоемов не всегда приветливы.
«Когда собираю траву у нас в сельских озерах, знаю, какие там змеи ползают, знаю, как с ними обращаться. Допустим, в Нальчике змеи совсем другие. К ним я еще не приноровился», – рассказывает Руслан Мазлоев.
Половина собранного материала уходит на выбраковку. Для работы годятся только самые упругие и красивые стебли. Рисунок высчитывается до миллиметра. Один неправильный шаг и работу приходится расплетать и начинать все заново.
Арджен у адыгов ассоциировался с радостью и счастьем в доме, уверенностью в завтрашнем дне. И сейчас у каждого, кто смотрит на работы мастера, свои ощущения. Для одних это просто приятный кусочек природы с пахучим лесом, располагающий к отдыху. Для других – способ настроиться на глубокий философский лад.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет