25 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Юрия Яковлева – народного артиста СССР, обладателя трех государственных премий и множества театральных наград. Он сыграл более ста ролей в фильмах и телеспектаклях и стал всенародно любимым актером. Однако в жизни был очень скромным человеком и предпочитал оставаться в тени.
В честь юбилея актера рассказываем, почему зеваки кричали в его адрес «Идиот!», почему он отказался от предложения сняться в Голливуде и кем он работал в посольстве США.
Юрий Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. Его родители оба имели совсем не пролетарское происхождение. Отец Василий Яковлев был из воронежского купеческого рода, его предки владели кожевенной фабрикой и несколькими роскошными лавками в самом центре города. После революции он стал юристом, хотя сперва мечтал о карьере профессионального музыканта и даже окончил два курса консерватории. От него Юрий Яковлев унаследовал безупречный художественный вкус и аристократические манеры.
Мама Ольга Иванова была родом из Таганрога, где ее отец владел маслозаводом. Она получила отличное образование, была интеллигентной и обладала мягкой красотой и обаянием. Юрий Яковлев просто обожал свою мать и считал, что «очень многое от нее взял», включая внешнее сходство. Женщина работала диетсестрой в Кремлевской поликлинике.
Яковлевы жили вместе с родственниками мамы – сестрой и двумя ее братьями, советскими партийными деятелями, один из которых был другом маршала Тухачевского, а другой – помощником Кирова. Именно с их помощью мать Яковлева и получила престижную работу в кремлевской поликлинике. Однако такое родство едва не стоило ей свободы и самой жизни. Когда начались репрессии, то один из ее братьев был арестован и расстрелян. Ольгу Иванову спасло только то, что она – по совету своего руководителя – немедленно уволилась из кремлевской поликлиники и сменила место жительства.
К тому времени родители Юрия уже развелись. Мальчик остался с мамой, а отец приходил навещать его раз в неделю. Тем не менее впоследствии актер вспоминал свое детство, как вполне счастливое. В одном из своих интервью он рассказывал: «Почти все мои родственники погибли в аресты 37-го года, кто-то умер сосланным в Казахстан, в тюрьме, другие были расстреляны. Мой родной дядька подвергся репрессиям в 34-ом и был расстрелян. В общем, мало хорошего. А так, детство было безмятежное, особенно довоенное детство. Но в 13 лет, когда началась война, детство сразу кончилось».
Хорошо помнил он и 22 июня 1941 года: «Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: «Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну». Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы как-то вдруг повзрослели лет на десять».
Осенью 1941 года Юрий Яковлев с матерью отправились в эвакуацию в Уфу. Там мальчик учился в школе, а также вместе с мамой работал в госпитале. Время было тяжелое, голодное. Подросток так отощал, что в какой-то момент ему поставили вторую степень дистрофии, с которой даже в школу не брали.
Домой, в полуразрушенную Москву, они вернулись в 1943-м. К тому времени пятнадцатилетний Юрий Яковлев, сильно повзрослевший и очень худой, уже не представлял себе, что может сидеть у матери на шее. Он пошел учиться в вечернюю школу, а днем трудился. Ему невероятно повезло: через соседку удалось получить место в гараже при посольстве США. Сперва он был заправщиком, а позже – помощником механика. Там он довольно прилично научился говорить по-английски, щегольски приоделся на заработанные деньги и даже научился водить автомобиль. А насмотревшись на шикарных американских дипломатов, даже сам собирался после получения аттестата поступать в МГИМО, чтобы связать свою жизнь с ярким миром дипломатии.
Но в последний момент передумал и подал документы во ВГИК. «Я увлекся историей дипломатии, языками и собирался поступать в МГИМО, – рассказывал он. – Но неожиданно получил знак свыше, который продиктовал: иди на актерский».
Выглядел он к тому времени совсем неплохо: важная осанка, импортный костюм, щегольские манеры. Но приемная комиссия ВГИКа, которая поначалу отнеслась к абитуриенту благосклонно, после кинопроб вынесла вердикт «не киногеничен» – это он-то! В этот момент наш кинематограф мог навсегда потерять одного из самых эффектных отечественных актеров. Кто-то другой сыграл бы и царя Ивана Васильевича Грозного, и Ипполита, и лихого гусарского поручика Ржевского. Но помог случай. Студент-старшекурсник, встретившийся Яковлеву в коридорах ВГИКа, посоветовал ему попытать счастья в училище имени Щукина. Там экзамены еще не закончились. Правда, конкурс в «Щуке» был еще выше – почти 600 человек на место, но юноша решил рискнуть.
В «Щуке» поначалу все шло не очень хорошо, приемная комиссия отреагировала на Юрия Яковлева скептически, но вмешалась профессор училища, Цецилия Мансурова, которая набирала курс. «Как же можно его не взять! Посмотрите, какие у него глаза!», – сказала она, и настояла, чтобы юношу зачислили на первый курс.
Заступничество Мансуровой выручало Яковлева еще не раз. На первом курсе он получил «неуд» по актерскому мастерству, и лишь последовательная опека блистательной и заслуженной пожилой актрисы не позволила ему «вылететь» из училища. А к пятому курсу он уже считался одним из самых перспективных выпускников.
В 1952 году, по окончании училища он был зачислен в труппу Государственного академического театра им. Вахтангова. Одной из первых его работ в театре стала роль Заморского Принца в спектакле «Горя бояться – счастья не видать». В ней Юрию Яковлеву удалось показать свои сильные стороны: сочетание тонкого психологического рисунка и откровенности эмоций, лиричности и остроты перевоплощения. Критики отметили мягкий юмор и внутреннюю свободу молодого актера.
Юрий Яковлев отдал театру Вахтангова более 60 лет своей жизни. Обладавший многогранным талантом и импровизационной легкостью (редкий и ценный дар), он своей игрой задавал планку всей театральной труппе. «Я как приемник, – говорил Юрий Яковлев. – Повернул ручку на миллиметр – и вдруг вместо классической музыки заиграл джаз. Поворот – и я настраиваюсь на «Гусарскую балладу». Потом р-раз – Чехов. То есть весь организм настраивается на определенную волну».
Актриса Юлия Борисова, много лет игравшая на сцене театра Вахтангова вместе с Юрием Яковлевым, говорила: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней».
Благодаря таланту и известности актера постановки с его участием всегда собирали полные залы. Конечно, Яковлева старались переманить к себе другие театры. Его звали и Малый театр, и МХАТ, но Яковлев остался верен родному театру им. Вахтангова. За 60 лет службы в нем актер работал с самыми разными режиссерами, начиная от Владимира Этуша и заканчивая Романом Виктюком. Яковлев сыграл более чем в 50 спектаклях, среди которых «Два веронца», «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» по пьесам Уильяма Шекспира; «Фома Гордеев» Максима Горького; «Идиот» по роману Федора Достоевского; «Пьеса без названия», «Леший» и «Чайка» по произведениям Антона Чехова; «Живой труп» и «Анна Каренина» по произведениям Льва Толстого и многие другие. Последнюю театральную роль Яковлев исполнил в 83-летнем возрасте в спектакле «Пристань», поставленном в 2011 году.
Всесоюзную популярность принесли Юрию Яковлеву его работы в кино. Первой крупной киноролью, прославившей молодого актера, стал князь Мышкин в фильме «Идиот». Интересно, что сценарий экранизации знаменитого романа Федора Достоевского лежал на «Мосфильме» около десяти лет. Руководитель киностудии Иван Пырьев хотел снимать фильм сам, но не находил подходящего исполнителя главной роли. Помог случай: Пырьев увидел Юрия Яковлева, когда тот пришел пробоваться на совсем другой проект. Увидел и закричал: «Вот он – Мышкин!». Яковлев тут же согласился на эту роль, ведь он играл Мышкина и в театре.
После премьеры фильма Юрия Яковлева стали узнавать на улице. Правда, слава была специфической. «Смотри, Идиот пошел!», – кричали ему вслед. А Пырьев хвастался: «Знаете, что говорят про моего Мышкина? Что я отыскал его в доме для умалишенных! Что он настоящий сумасшедший, потому так и играет!».
Прославился актер и за рубежом, ведь фильм по роману Достоевского вышел в прокат во многих странах. Дошло до того, что Юрий Яковлев, который совместно с Пырьевым представлял киноленту в США, получил предложение сняться в Голливуде. И сыграть ни больше ни меньше роль самого Иисуса Христа! Такое предложение сделала актеру киностудия 20th Century Fox. Однако Иван Пырьев, который был опытным советским кинофункционером, отговорил от этой идеи Юрия Яковлева, сказав, что после работы в Голливуде, тем более такой, он не получит в СССР ни одной роли.
Фильмография Юрия Яковлева насчитывает несколько десятков удачных работ. Несмотря на это, настоящую славу артисту принесли комедийные роли в картинах Рязанова, Гайдая и Данелии.
Роль поручика Ржевского в «Гусарской балладе» подарила актеру всесоюзную любовь женщин. А его герой оказался таким комичным, что стал персонажем анекдотов – как Чапаев с Петькой, Штирлиц и некоторые другие киногерои. Причем персонажем анекдотов оказался именно Ржевский из рязановского фильма, а не его прототип из пьесы. Ну чем не всенародная слава?
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» стал следующей комедийной вехой на творческом пути Юрия Яковлева. Фразы двух его героев из этого фильма моментально ушли в народ. Благодаря им царь Иван Грозный и управдом Бунша стали всенародными любимцами на долгие годы.
А вот роль Ипполита из «Иронии судьбы» актер сильно не любил. Он рассказывал: «Я в эту историю абсолютно случайно влип, и на всю жизнь. На Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но по ряду причин он не смог сниматься, и Эльдар судорожно, в пожарном порядке предложил сниматься мне. И я как-то очень неожиданно в это влез, как в ванну под душ, таким же образом. Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех. Я этот фильм уже не могу смотреть. Правда, иногда натыкаюсь на него, когда телевизор смотрю, но тут же выключаю».
Интересно, что след Олега Басилашвили так и остался в фильме в виде эпизода, в котором Надя находит в снегу выброшенную карточку Ипполита и прячет ее в сумочку. На этой фотографии именно Басилашвили, а не Яковлев, потому что все натурные зимние сцены были сняты первыми, пока не растаял снег. А Яковлева утвердили на роль, когда уже началась весна и переснять кадр с фотокарточкой было нельзя.
Многие фразы из фильма – это экспромт Юрия Яковлева. Причем самые незатейливые, вроде «тепленькая пошла», оказались самыми живучими. Наверное – благодаря органичности и естественности. Ведь Юрий Яковлев всегда умел не просто играть, а жить в кадре.
Любопытно, что не только роль Ипполита, но и другие самые яркие комедийные роли Юрия Яковлева достались ему практически случайно и в последний момент. Так у Георгия Данелии актер снялся в фильме «Кин-дза-дза!» вместо блистательного Валентина Гафта. Именно он должен был быть утвержден на роль пацака Би, которая в итоге досталась Яковлеву.
Яковлев, по его собственным воспоминаниям, лежал тогда в больнице. Но на вопрос Данелии, когда он сможет приступить к съемкам, ответил: «Сейчас!» – и в тот же день сбежал с больничной койки.
Поручика Ржевского у Эльдара Рязанова должен был сыграть Сергей Юрский. В роли Ивана Васильевича Леонид Гайдай видел Юрия Никулина. Но в результате все эти роли словно по мановению волшебной палочки достались Юрию Яковлеву, который сыграл их блестяще и, безусловно, обогатил отечественный кинематограф.
Юрий Яковлев говорил, что многое в жизни он делал интуитивно: «Думаю, мною руководит не разум, не сердце, а именно интуиция. Я доверяю только ей – и в жизни, и в работе над ролями, и она меня ни разу не подвела».
Подробнее в сюжете: Новости кино