Валерий Гергиев, отмечающий 2 мая свое 70-летие, стал одним из символов российской культуры в частности и России вообще. Мировая знаменитость, обладатель множества международных музыкальных наград, дирижировавший многими легендарными оркестрами, Гергиев олицетворяет творческий успех и одаренность. И мало кому приходит в голову, что на заре своей музыкальной карьеры Валерий готов был променять ее на футбол или математику…
Именно матери, Тамаре Тимофеевне Лакути, Гергиев в первую очередь обязан своей музыкальной карьерой. Когда в конце 1950-х семья во главе с Абисалом Заурбековичем Гергиевым переехала из Москвы, где родился Валерий, в Орджоникидзе (ныне столица Северной Осетии-Алании город Владикавказ), Тамара Тимофеевна по совету знакомых отвела сына в музыкальную школу. Первая попытка стать ее учеником закончилась для Гергиева неудачей. Проводившая прослушивание педагог вынесла категорический вердикт: у мальчика нет чувства ритма. С таким «диагнозом» стать музыкантом не было никаких шансов.
Гергиевы не сдались и добились повторного прослушивания. На нем-то и стало понятно, что первоначальное решение было ошибочным. Как рассказывал позднее сам маэстро, первая неудача была связана с тем, что он не просто повторил показанный ему ритмический рисунок, но и попытался его по-своему дополнить. Причина была банальной: педагог отстучала задание настолько небрежно, что вычленить чистый ритмический рисунок было слишком трудно. «Я на нее смотрел и ждал, что она поправит себя или сделает что-то более или менее понятное», – вспоминал позднее ставший уже мировой знаменитостью Гергиев.
В 13 лет, будучи уже учеником класса фортепиано, Валерий Гергиев потерял отца, здоровье которого подорвала война. Заботу о сыне и двух его сестрах полностью взяла на себя мать. Глядя на то, как она вопреки всем невзгодам поднимает семью, мальчик научился упорству. Именно оно и позволило ему в конце концов успешно закончить и музыкальную, и обычную школу. Причем закончить с успехом. В средней школе Валерий Гергиев отличался незаурядными математическими способностями и даже побеждал в предметных олимпиадах. А в музыкальной просто считался лучшим учеником.
Надо думать, это немало удивляло его многочисленных товарищей-спортсменов. Ведь долгое время Валера запросто сворачивал по пути в музыкалку на стадион и принимался самозабвенно гонять мяч. Доходило до того, что шедший в музыкальную школу той же дорогой его учитель вынужден был тоже заворачивать на стадион, останавливать игру и чуть не за уши тащить талантливого воспитанника на занятия.
Тем неожиданнее для всех стал выбор профессии, который в 1972 году сделал выпускник орджоникидзевской школы Валерий Гергиев. Годы занятий музыкой, прошедшие под руководством внимательных и опытных педагогов, принесли свои плоды. Из осетинской столицы он отправился в столицу северную, чтобы стать студентом Ленинградской консерватории. И это решение навсегда изменило не только его судьбу, но и историю мировой музыкальной культуры.
В 1972 году Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерское отделение. Это решение он принял, прислушавшись к мнению своего педагога по фортепиано, первой осетинской пианистки Зоремы Лолаевой. Именно она первой рассмотрела в своем ученике талант дирижера.
Огранить его выпало руководителю курса Илье Мусину. Известный дирижер, практик и теоретик, он сумел не только раскрыть способности Валерия Гергиева, но и помог ему совершить первые шаги по длинной лестнице к вершине успеха. Под его руководством Гергиев уже студентом получил предложение стать вторым дирижером Свердловской филармонии, а на четвертом курсе стал победителем престижного международного конкурса дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине, а потом и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве.
Годы учебы в Ленинградской консерватории Валерий Гергиев всегда вспоминает с теплотой и благодарностью. В консерваторском общежитии, признается он, ему довелось узнать, что такое самостоятельная жизнь. А сама консерватория подарила ему знакомство со множеством замечательных профессионалов, как студентов, так и педагогов, которые помогли ему сформироваться как музыканту.
В 1977 году свежеиспеченный выпускник Гергиев получил приглашение на должность ассистента главного дирижера в Кировский театр – пожалуй, лучший из ленинградских театров. Работать ему довелось под руководством другого знаменитого ученика Ильи Мусина – дирижера Юрия Темирканова. Он сразу оценил потенциал своего нового сотрудника и соратника и доверил ему серьезную работу. 12 января 1978 года Валерий Гергиев дебютировал за дирижерским пультом театра с оперой Сергея Прокофьева «Война и мир».
Кировский театр, который в 1992 году вернул себе прежнее имя – Мариинский, стал главным в жизни Валерия Гергиева. Через десять лет после прихода сюда маэстро сменил ушедшего в оркестр Ленинградской филармонии Темирканова на посту главного режиссера и музыкального руководителя театра. Еще через восемь лет Валерий Гергиев стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.
Одним из самых знаменитых нововведений молодого главного дирижера Кировского театра стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль в честь 150-летия Модеста Мусоргского, в 1990 – 150-летия Петра Чайковского, в 1991 – 100-летия Сергея Прокофьева, в 1994 – 150-летия Николая Римского-Корсакова. Сохранилась эта практика и в нынешнем столетии. В 2006 году, например, Мариинка с размахом отпраздновала 100-летие Дмитрия Шостаковича.
Еще будучи студентом консерватории, Валерий Гергиев, по его собственным словам, был очарован и покорен творчеством знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Увы, долгое время его произведения не звучали в нашей стране. И именно Гергиеву принадлежит честь возвращения вагнеровской музыки на российскую сцену. Сделал он это все в том же Мариинском театре. В 1997 году после восьмидесятилетнего (!) перерыва в Санкт-Петербурге вновь прозвучал «Парсифаль», за ним – «Лоэнгрин», а в 2003 году – оперная тетралогия «Кольцо Нибелунга».
При этом никто не может заподозрить Валерия Гергиева в стремлении утвердить на отечественной сцене примат зарубежных гениев. Характерный пример: после назначения на пост главного дирижера театра Гергиев отменил давно прописавшуюся в репертуаре оперу Джакомо Пуччини «Богема» – и взялся за постановку великих русских опер «Хованщина» и «Князь Игорь».
Молодого талантливого режиссера быстро заметили на Западе. Собственно говоря, еще в 1976 году, после триумфа на берлинском конкурсе Герберта фон Караяна, студент Гергиев попал в поле зрения европейской музыкальной общественности. А уже в конце 1980-х, будучи главным дирижером Кировского театра, стал получать весьма соблазнительные предложения. И мог бы вполне последовать примеру многих своих ровесников и более старших товарищей, сделавших ставку на заграничную славу. Но не сделал.
Валерий Гергиев уже в начале 1990-х отправился на гастроли в США, а в 1996 году получил предложение возглавить Роттердамский филармонический оркестр. В январе 2007 года Гергиев стал главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, с 2013-го руководит Национальным молодежным оркестром США, с 2015-го – Мюнхенским филармоническим оркестром. Можно было бы спокойно перебраться жить за границу, но Родина была и остается для маэстро не просто словом. В 2013 году ему присвоено звание «Герой труда Российской Федерации». Он – народный артист России, кавалер многих высоких государственных наград, многократный обладатель государственных и музыкальных премий.
Что самое замечательное, все эти блестящие достижения не стали для Валерия Гергиева причиной почить на лаврах или спрятаться от общественной деятельности. Как говорят хорошо знающие маэстро друзья, его внутреннее спокойствие и уверенность в себе – в немалой степени результат той поддержки, которую он получает в семье. Валерий Гергиев женился довольно поздно, когда ему было уже 45 лет. Его избранница Наталья Дзебисова была на 28 лет моложе. Неудивительно, что влюбленные долгое время скрывали свои отношения, сделав их достоянием общественности только перед самой свадьбой.
Примечательно, что для Натальи будущий супруг к тому времени был личностью совершенно легендарной. Она училась во Владикавказе в музыкальном училище имени Валерия Гергиева. Она впервые увидела его (как и он ее) на конкурсе «Петропавловские ассамблеи», где он был членом жюри. К тому времени Гергиев был мировой знаменитостью, а она – одной из множества молодых исполнительниц, только-только начинавшей свой путь в музыке. Но именно ей выпало счастье покорить сердце маэстро – и стать матерью троих его детей.
Первым на свет в 2000 году появился Абисал Гергиев, которого назвали в честь отца знаменитого дирижера. Через год родился второй сын, названный Валерием – в честь своего отца. А в 2003 году у супругов родилась дочь, названная Тамарой в честь матери Валерия Гергиева. Все трое воспитывались в атмосфере семейной радости и любви – и все унаследовали от родителей музыкальное дарование.
Читайте также: