Больше трети офисных сотрудников готовы сменить компьютеры на место у станка, если там будут больше платить, выяснил сервис «Зарплата.ру». Оптимальной суммой заработка для смены профессии большинство россиян считают 150-200 тысяч рублей. Психологи в интервью MIR24.TV рассказали, ради чего еще офисные работники готовы уйти на заводы.
«Отчуждение от процесса труда, негативно сказывающееся на психическом здоровье, характерно как для офиса, так и для завода. При этом в обоих типах предприятий присутствует вред для физического здоровья, просто в офисе это воздействие оказывает гиподинамия, высокий уровень стресса и переработки, а на заводе это влияние непосредственно вредных факторов. Обе сферы оказывают много негативного влияния, поэтому переход из одной вредной сферы в другую – на более высокую зарплату – может быть вполне актуален», – комментирует психолог и социальный философ Олег Долгицкий.
По словам эксперта, социальный статус прежде всего определяется зарплатой, поэтому если рабочий зарабатывает больше, то и статус в обществе у него выше, чем у офисного сотрудника. «Мы до сих пор живем лекалами общества потребления, для общества важным является не человек и не то, как он относится к своей жизни, а то, насколько дорогие товары он потребляет», – отмечает Долгицкий.
Как говорит психолог, если заводы хотят привлекать кандидатов с более высоким уровнем образования, то им нужно платить зарплату выше средней по региону, а также предоставлять дополнительные отпускные дни. «Предоставлять материальную помощь на важные события – рождение детей или смерть родственников, иметь представительство в муниципальной и окружной администрации в лице депутатов, которые будут лоббировать интересы рабочих предприятия в городе, предоставлять дополнительные льготы через профсоюзные карты, обеспечивающие скидки в сетевых магазинах», – перечисляет эксперт.
Важно понимать, что устойчивый стереотип рабочего на заводе как практически деклассированного элемента, неквалифицированного и низкостатусного уже в прошлом, считает кандидат психологических наук и ментор НПЦ «Виртуальная клиника» Московского института психоанализа Ольга Сергачева. «Сейчас стереотип рабочего с завода немонолитен, без четкого вектора оценки. Кроме того, укрепляется противоположный стереотип о ручном труде – все больше такой труд с созданием материального продукта оценивается как роскошь, обеспечивающая душевное здоровье», – говорит Ольга Сергачева.
«Единственным сдерживающим фактором для офисного сотрудника может быть личный стереотип или личная оценка конкретного офисного работника. Но при таких условиях он, скорее всего, даже не станет рассматривать для себя профпереход такого типа, даже если у него есть соответствующие профнавыки. Другими словами, сейчас наблюдается тенденция «межстереотипья», когда низкостатусность рабочего на заводе уже неактуальна, а работа руками скорее престижна. И такой тенденцией вполне можно пользоваться, чтобы рекрутировать офисных работников в условный цех», – заключила она.