Русское географическое общество завершает подводные работы в бухте Дальняя Финского залива. Там были обнаружены три миноносца начала прошлого века. Чтобы выяснить, как корабли затонули, в экспедицию с учеными отправился корреспондент «МИР 24» Андрей Захаров.
От города Приморск Ленинградской области до места гибели трех царских миноносцев – три часа хода. Но без дела здесь никто не сидит. Ученым-подводникам нужно проверить акваланги, настроить камеры для подводной съемки, провести инструктаж команды.
Из трех миноносцев начала прошлого века сегодня обследуют наиболее пострадавший. Благо, погода и видимость на стороне ученых.
«Нам очень повезло. Условия для Балтики близки к идеальным: абсолютный штиль», – рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.
Редкая для Финского залива видимость в семь-десять метров позволяет детально рассмотреть корабли, построенные 120 лет назад в Петербурге. 45 метров в длину и водоизмещением в 152 тонны миноносцы типа «Циклон» были самыми скоростными в своем классе – разгонялись до 26 узлов, это примерно 50 километров в час.
«Их использовали в качестве конвойных кораблей для яхты нашего императора, когда он здесь отдыхал, не боялся революционеров. Потом в годы Первой мировой войны их использовались как тральщики», – рассказал исторический консультант Центра подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков.
Малые миноносцы типа «Циклон» обеспечивали безопасность фарватеров в Финском и чуть дальше в Рижском заливах. Такие суда тащат за собой специальное устройство – трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его. В итоге мина всплывает, и ее легко можно расстрелять из пушки. После хорошей службы их отправили на ремонт в Гельсингфорс, ныне Хельсинки, что всего в 30 километрах отсюда.
За одну зиму 1917-1918 годов императорские корабли сначала стали советскими, а затем германскими трофеями. Позже они и вовсе вошли в состав финского ВМФ, который вместе с интервентами-англичанами проводил блокаду Кронштадта. Благодаря не сильно соленой воде Балтики эти события можно проследить по находкам ученых.
«Это хорошая находка – телеграф, который стоял в боевой рубке командира, через который передавались команды в машинное отделение», – рассказал подводный археолог, реставратор Центра Подводных Исследований Русского географического общества Роман Прохоров.
В декабре 1919-го английский флот покинул порт временного базирования в Койвисто, ныне Приморск, оставив 15 кораблей, в том числе и три когда-то царских миноносца. Даже ледокол не справился с проводом каравана, в результате шедшие в хвосте суда затонули. Экипажи и основное вооружение эвакуировали, все остальное ученые до сих пор поднимают на поверхность.
С 35-метровой глубины учебные-подводники чего только не достают – куски обшивки, покрытые ржавчиной, части амуниции, стреляные гильзы, подсвечники, но, пожалуй, самое интересное – это уцелевшая посуда, выпускавшаяся на фабрике для императорского двора. Есть даже личное клеймо мастера.
Одной из крайних, а не последних, как говорят на флоте, находок стал цельнометаллический латунный штурвал одного из миноносцев. На поверхность его поднимали сразу несколько водолазов.
Водолазам на заключительном этапе исследований помогает телеуправляемый подводный робот. Аппарат позволяет ученым без ограничений по времени и лишнего риска для людей наблюдать за проводимыми работами и делать первичный осмотр местности – так называемую разведку. Так что кроме штурвала в музеях Москвы и Петербурга скоро появятся новые экспонаты из истории Балтики начала XX века.
На месте гибели миноносцев Центр подводных исследований Русского географического общества осуществил 34 спуска. Под водой ученые провели в общей сложности около полутора суток. Очередное погружение планируется уже в июле.
Читайте также: