Существуют актеры, в исполнении которых даже самые отъявленные негодяи приобретают особый шарм, отодвигая на задний план героев-любовников и прочих протагонистов. К таким виртуозам, несомненно, принадлежит народный артист России Алексей Гуськов. В его фильмографии более 70 фильмов и сериалов. Суровые черты лица, невероятная харизма, уверенный спокойный голос и идеальная выправка всегда обеспечивали Гуськову амплуа настоящего русского мужчины: он часто играл военных, следователей, телохранителей – словом, людей сильных и мужественных. Даже в эпизодах Гуськов неизменно становится украшением фильма – его персонажи могут вызывать самую истовую ненависть и при этом искреннее восхищение.
20 мая, Алексей Гуськов празднует 65-летие. Актер продолжает радовать поклонников новыми проектами в кино и активно занят в театре. MIR24.TV поздравляет юбиляра и вспоминает знаковые фильмы с его участием, которые обязательно стоит посмотреть.
1. «Волкодав» (1991)
Роль в этом фильме Михаила Туманишвили стала для Гуськова не первой и далеко не самой известной, но определенно знаковой. Сыграв бандита по кличке «Музыкант» (бывшего детдомовца Шуру Волкова, который пошел по кривой дорожке и примкнул к преступной группировке), Гуськов на долгие годы прикрепил к себе ярлык «плохого парня». С одной стороны, к молодому актеру пришла долгожданная слава, но с другой, режиссеры стали предлагать ему только роли подобного плана. Гуськов с этим мириться не захотел и на какое-то время даже исчез из кино, в середине 1990-х у актера почти не было крупных проектов – в основном небольшие роли в сериалах и ситкомах. Тем не менее роль Александра Волкова сделала Гуськова заметным для режиссеров, позволив впоследствии в полной мере раскрыть свой талант.
2. «Классик» (1998)
Важным поворотом в карьере Гуськова стало участие в фильме Георгия Шенгелии «Классик». На первый взгляд, перед нами лишь очередной боевик, где Гуськову досталась роль телохранителя главного героя (Сергей Никоненко). На самом деле все не так просто: по ходу действия становится ясно, что центральный персонаж здесь именно Гуськов. Его герой Юрий оказывается легендарным игроком в бильярд по прозвищу «Классик», которому предстоит обыграть известного криминального авторитета Савицкого. Тот готов пойти на любую подлость, чтобы оставить мастера игры с носом, цель же Классика – вернуть деньги, собранные московским обществом бильярдистов для благотворительных целей, которые Савицкий присвоил себе. В этой картине Гуськов впервые раскрывается как многогранный актер, способный одинаково хорошо сыграть следователя, рецидивиста и гения.
3. «Таежный роман» (2000)
2000-е стали для Алексея Гуськова настоящим периодом расцвета. Лицо актера не сходит с экранов: он много снимается в кино, на телевидении и даже пробует себя в качестве продюсера. Широкую известность и признание артисту принесла работа в многосерийном фильме «Граница. Таежный роман» режиссера Александра Митты. В этой картине Гуськов впервые выступил как продюсер, а созданный им образ капитана Никиты Голощекина, который обладает безупречной репутацией среди сослуживцев, но при этом является отпетым контрабандистом, переправляющим наркотики через советско-китайскую границу, запомнился миллионам зрителей. При этом главный конфликт в картине – любовный: жена Голощекина, молодая красавица Марина, влюбляется в лейтенанта Ивана Столбова (Марат Башаров). Персонаж Гуськова на поверку оказывается жестоким тираном, настоящим деспотом, которого время от времени посещают приступы звериной ярости. Это особенно ярко показано в сцене схватки с волком – одной из самых сложных и зрелищных в сериале. Но, конечно, во время съемок эпизода никто не пострадал: роль волка исполнил миролюбивый пес хаски, которого для сходства с хищником «загримировали» смесью из кофе и золы.
4. «Мусорщик» (2001)
Уже через год после выхода «Границы» Гуськов вновь возвращается к сотрудничеству с Георгием Шенгелией. Как и в их предыдущей совместной работе «Классик», Гуськов мастерски перевоплощается и играет как бы две роли: все окружающие видят в нем обыкновенного мусорщика, день за днем выполняющего свою нехитрую работу, но когда в небольшой городок приезжает девушка, неожиданно проявляющая интерес к прошлому мусорщика, он магическим образом преображается в элегантного джентльмена. Эта трогательная мелодрама с Алексеем Гуськовым и Олесей Судзиловской в главных ролях определенно заслуживает вашего внимания.
5. «Турецкий гамбит» (2005)
Главной звездой картины Джаника Файзиева, конечно, стал Егор Бероев, сыгравший Эраста Фандорина. Но и персонаж Гуськова не остался незамеченным, хотя герой артисту достался снова отрицательный. На этот раз Гуськов воплотил на экране образ подполковника жандармерии Казанзаки, который занимался шпионажем в пользу Турции во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
6. «Он святой, он человек» (2014)
Далеко не все знают, что Гуськову однажды довелось сыграть папу римского. Именно благодаря этой роли актера начали узнавать и ценить за рубежом. Сыграть главу Римской католической церкви Иоанна Павла II мечтали такие звезды, как Мартин Шин (отец Чарли Шина) и Ричард Дрейфус, но итальянские продюсеры остановили свой выбор именно на Гуськове. Фильм «Он святой, он человек» вышел на экраны 27 апреля 2014 года. Участие в нем сделало Алексея Гуськова первым российским актером, получившим главную роль в иностранной киноленте. По признанию самого артиста, не последнюю роль, вероятно, сыграло место его рождения: Гуськов родился и провел детство в Польше, где служил его отец – военный-летчик, а его персонаж, Иоанн Павел II, был поляком. Действия фильма охватывают почти четверть века – от покушения на папу до его смерти в 2005 году. В Ватикане съемки картины всячески приветствовали, и Гуськову дали специального куратора, который наблюдал за игрой актера и давал советы.
7. «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019)
Одной из недавних ролей Алексея Гуськова стала роль в драме о жизни и спортивной карьере одного из самых выдающихся советских футболистов, лучшего голкипера XX века Льва Яшина. В байопике персонаж Гуськова – Михаил Иосифович Якушин, главный тренер футбольного клуба «Динамо» и наставник легендарного вратаря. Действие картины начинается в 1971 году, в преддверии прощального матча Яшина на Центральном стадионе имени Ленина. Футболист вспоминает былые победы и неудачи, мысленно отправляясь в прошлое, когда он был юным неопытным игроком, постепенно доросшим до звания лучшего вратаря в мире.
Подробнее в сюжете: Новости кино