17:43 29/05/2023

«Я был дворняжкой, которая замахнулась на Москву»: к 70-летию со дня рождения Александра Абдулова

Фото: Булдаков Олег © ТАСС

У многих, даже самых известных и востребованных актеров в фильмографии не так уж много ролей, которые можно назвать знаковыми. Два-три узнаваемых образа, благодаря которым тебя полюбила публика и заприметили режиссеры, – уже удача для артиста. А кому-то и вовсе выпадает всю жизнь играть в эпизодах и быть на вторых ролях. Но все это совсем не про Александра Абдулова. Пылкий и искренний Медведь из «Обыкновенного чуда», отважный Иван из «Чародеев», изворотливый Генрих Рамкопф из «Того самого Мюнхгаузена» и даже глуповатый простак-кучер Жакоб из «Формулы любви», вся роль которого заключалась в исполнении шутливой песенки «Уно моменто» на пару с Семеном Фарадой – каким бы ни был герой Абдулова, сколько бы экранного времени ему ни доставалось, он неизменно забирает на себя внимание зрителя, заставляя смеяться, сопереживать и влюбляться. Именно это качество возводит талантливого актера в ранг мэтра.

Сегодня Александру Абдулову исполнилось бы 70 лет. Наверняка и теперь он продолжал бы удивлять и очаровывать нас новыми образами, если бы не злополучная болезнь. Актер торопился и любил жить и всегда заряжал своей энергией окружающих – родных, друзей и зрителей по ту сторону экрана. Хотя судьба несколько раз чуть не отвела его от актерской карьеры.

Ждали девочку, а родился Саша

Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в Тобольске. Жизнь мальчика протекала за кулисами: отец Абдулова, Гавриил Данилович, был видным театральным деятелем. Абдулов-старший работал в качестве актера, режиссера и худрука во многих театрах страны – Алма-Ате, Уральске, Сухуме. Когда маленькому Саше исполнилось три года, семья переехала в Фергану, где Абдулов-старший основал и возглавил Русский драматический театр, ставший первым драмтеатром в Средней Азии. Мама будущего актера, Людмила Александровна, устроилась туда же – костюмером и гримером.

Гавриил Абдулов был женат дважды. С первой женой Ольгой и сыном Юрием режиссера разлучила война: вернувшись с фронта, он не сумел отыскать родных. Через некоторое время Абдулов познакомился с Людмилой, своей второй женой, которая родила ему двоих детей – старшего Владимира и младшего Александра. Кроме них в семье был еще один ребенок – сын Людмилы от первого брака Роберт. Когда Абдулова узнала, что беременна в третий раз и снова ждет мальчика, она задумалась об аборте. Но врачи отговорили женщину, сказав, что у нее родится девочка. Людмила приняла решение оставить ребенка. Так на свет появился маленький Саша. Была это врачебная ошибка или хитрость ради спасения детской жизни – доподлинно неизвестно.

Первый опыт на сцене Саша получил в пять лет, когда вместе с отцом появился в спектакле «Кремлевские куранты». Гавриил Данилович сумел привить сыну трепетную любовь и уважение к театру, навсегда заразив его магией кулис. Впрочем, в столь юном возрасте Александр еще всерьез не помышлял о карьере артиста. Мальчик увлекался фехтованием и даже стал мастером спорта СССР, впоследствии этот навык пригодился ему в кино. Еще одним увлечением Саши была музыка: в свободное время он мастерил гитары из подручных материалов и исполнял песни любимых The Beatles.

А вот в учебе особых успехов Саша не демонстрировал. Оценки у него были так себе, да и поведение оставляло желать лучшего: Абдулов часто ввязывался в драки, с 13 лет курил и даже изготавливал самодельную взрывчатку, воруя ингредиенты из кабинета химии. Учителя вызывали в школу родителей, но те редко наказывали сына, воспринимая его прежде всего как творческую, свободную личность. И только старший брат Володя пытался вразумить непоседливого Сашу, да так отчаянно, что однажды даже выстриг ему клок волос, посчитав, что это заставит хулигана не выходить из дома и засесть за учебу.

«Отец»-Захаров и роман с американской шпионкой

В некоторых актерских семьях родители, вкусившие все тяготы жизни артиста, не желают подобной судьбы своим детям. Но не в случае Абдуловых: родители Александра видели тягу сына к лицедейству и активно его в этом поддерживали. Отец посоветовал Саше поступить в Щепкинское училище, но тот провалил экзамены. Чтобы не идти в армию и не терять год, Абдулов подал документы в педагогический институт в Фергане. Юноша благополучно прошел по конкурсу на факультет физкультуры, параллельно с учебой подрабатывал рабочим сцены в театре отца.

Через год Абдулов снова отправился покорять Москву, его новой целью стал ГИТИС. На этот раз молодому таланту улыбнулась удача: Абдулова зачислили на курс Иосифа Раевского. Его старшие братья тоже решили стать актерами, но судьба распорядилась иначе: Роберт окончил нефтегазовый институт, а Владимира постигло несчастье – в 1980 году его нашли мертвым. По версии следствия, юноша был убит хулиганами. Виновных так и не нашли.

В итоге Александр оказался единственным продолжателем актерской династии. И, хотя его отец был видным театральным деятелем, никаких особых привилегий Абдулов не имел: жил, как все провинциальные студенты, в общежитии, по ночам разгружал вагоны, снимался в массовках. «Я был дворняжкой, которая замахнулась на Москву», – шутил Александр Гавриилович, вспоминая студенчество.

Но все круто изменилось в 1974 году, когда на показ дипломных спектаклей в ГИТИСе явился сам Марк Захаров. Режиссер заприметил харизматичного Абдулова и с порога предложил ему главную роль в спектакле «В списках не значился» по роману Бориса Васильева. За роль лейтенанта Плужникова, одного из защитников Брестской крепости в начале Великой Отечественной, актер был удостоен премии «Театральная весна». Так Александр Абдулов стал частью труппы «Ленкома», в котором прослужил до конца своих дней.

Заразительная энергетика Абдулова и его умение мастерски перевоплощаться очень скоро покорили не только Захарова, но и искушенную столичную публику. Любая постановка с его участием пользовалась успехом: «Юнона» и «Авось», «Гамлет», «Варвар и еретик», «Затмение» – когда играл Абдулов, в зале неизменно был аншлаг.

Бесспорно, для Захарова Абдулов был не просто ценным кадром, но еще и по-настоящему родным человеком, за которого он постоянно везде хлопотал. Александр Гавриилович отвечал учителю тем же, называя его «вторым отцом»: «Потому что все, что я есть, это мой отец – Гавриил Данилович Абдулов, а все, чего я достиг, – это мой второй отец Марк Анатольевич Захаров». Абдулов всегда с глубоким уважением вспоминал, как Захаров защищал его от партийных цензоров, например, когда его требовали снять с роли в спектакле «Бесы»: «Там приходили просто из ЦК партии и говорили: «Убирайте Верховенского из спектакля. А Захаров каждый раз, рискуя партбилетом, выпускал меня на сцену».

Сам Абдулов, стоит заметить, тоже был человеком не робкого десятка. Когда актер только начинал работать в «Ленкоме», с ним произошла история, достойная романтического детектива. Александр влюбился в американку, которая оказалась вице-президентом крупного банка. Они начали встречаться, и как-то раз артиста вызывали в КГБ. Там с ним провели беседу, объяснили, что его возлюбленная – иностранная шпионка, и предложили сотрудничать. Но Абдулов наотрез отказался. Роман в итоге закончился, но актер еще долгое время не мог самовольно покинуть страну, а если выезжал на гастроли, то только в сопровождении агентов в штатском.

Вообще, любовных приключений в жизни красавца Абдулова хватало. Одно из них едва не закончилось трагически. Еще во времена студенчества Александр закрутил роман со студенткой медицинского института. Он был окрылен захватившим его чувством и совершенно не думал ни о чем, кроме своей ненаглядной Татьяны. Но девушка оказалась ветреной, и однажды Александр застал любимую с другим мужчиной. Это так потрясло юношу, что он решил свести счеты с жизнью прямо в своей комнате в общежитии. К счастью, в последний момент подоспел сокурсник – Александра успели спасти.

«Нездоровая популярность»: путь от героя-любовника до мерзавца

Расцвет кинокарьеры Абдулова пришелся на 70-е – 80-е годы. Его дебютом на большом экране стал фильм Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973). За ним последовала целая череда известных фильмов: «12 стульев» (первая киноработа у Марка Захарова), «Место встречи изменить нельзя», «Пропавшая экспедиция». Но по-настоящему знаменитым Абдулова, конечно, сделала роль Медведя в «Обыкновенном чуде» (1978). После этого в молодого красавца без памяти влюбились все девушки Советского Союза. Кстати, все трюки и сцены боев в картине Абдулов отыграл сам – мы помним, что актер ловко управлялся со шпагой.

В 1979 году Абдулову досталась роль в мелодраме Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь». Эта картина, может, и не самая известная в фильмографии актера, но определенно знаковая, так как в ней его экранную супругу сыграла настоящая – Ирина Алферова. По сюжету их герои разведены, но пытаются вновь сойтись. Когда впоследствии Абдулова спрашивали, каково ему было сниматься вместе с женой, он отвечал: «Трудно – потому что чувствуешь двойную ответственность, и приятно – потому что только на съемках фильма я ощутил, насколько Ирина талантлива».

Репрессированные родственники, несостоявшаяся дипломатическая карьера и отказ от съемок в Голливуде

Интерес зрителей к Абдулову не угасал на протяжении многих лет. Возможно, секретом успеха артиста была именно его разноплановость: Абдулов изо всех сил старался не стать заложником одного образа, постоянно импровизировал, выходил за рамки. Актер его типажа легко мог навсегда остаться «героем-любовником», но Александр Гавриилович четко давал режиссерам понять: у его таланта – гораздо более широкий диапазон.

ИТАР-ТАСС/ Алексей Щукин

Так, наряду с положительными романтическими героями вроде Медведя из «Обыкновенного чуда» и Ивана из «Чародеев» в его копилке были такие персонажи, как Володя Смирнова из «Самой обаятельной и привлекательной», комичный Жакоб из «Формулы любви» и меланхоличный Ланцелот из «Убить Дракона».

«Я всегда старался свою амплитуду расширять: играл и героев-любовников, и характерных персонажей. Очень горжусь фразой, которую сказал обо мне один чиновник, вычеркивая меня из состава претендентов на премию Ленинского комсомола: «Абдулову нельзя давать премию, у него нездоровая популярность», – говорил актер в интервью народный любимец.

В общей сложности Александр Абдулов снялся более чем в ста фильмах. Среди его известных работ – «За прекрасных дам» Анатолий Эйрамджана, «Ищите женщину» Аллы Суриковой, «Десять негритят» Станислава Говорухина, «Тайны мадам Вонг» Степана Пучиняна, «Золото» Фабио Бонци, «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой, «Над темной водой» Дмитрия Месхиева, «Храни меня, мой талисман!» и «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна, «Факты минувшего дня» Владимира Басова.

В 1990-х и начале 2000-х многие советские звезды сошли с небосклона, но Абдулова забвение не коснулось. Актеру по-прежнему доставались главные (как в детективе «Гений» Виктора Сергеева) и не менее яркие второстепенные роли (Коровьев в телесериале «Мастер и Маргарита» по Булгакову). Тогда же Абдулов начал открывать для себя новые сферы деятельности: снял мюзикл по мотивам сказки «Бременские музыканты», попробовал себя в роли ведущего шоу «Естественный отбор» и даже снялся в бандитском сериале Next.

В 2007 году в прессе замелькали первые сообщения о том, что артист серьезно болен. К несчастью, это были не слухи: у Абдулова нашли язву, которая затем перетекла в серьезные проблемы с сердцем. Актер отправился на лечение в Израиль, где врачи озвучили страшный диагноз: рак легкого в четвертой стадии. Причиной болезни, скорее всего, послужило многолетнее курение. Александра Абдулова не стало 3 января 2008 года. Актер так и не дожил до своего 55-летнего юбилея. Всенародного любимца похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.