Сетевая инфраструктура Евразийского экономического союза готова к запуску единого рынка электроэнергии. Об этом заявил гендиректор «Россетей» Андрей Рюмин во время выступления на II Евразийском экономическом форуме в Москве. Каким будет его механизм и как это повлияет на энергобезопасность стран-участников Союза телеканал «МИР 24» спросил заместителя министра энергетики Республики Беларусь Дениса Мороза.
По словам гендиректора «Россетей», главной целью создания единого энергорынка ЕАЭС было обеспечение стабильности энергосистем стран Евразийской пятерки с учетом задач долгосрочного исторического роста. Какие шаги для этого предпринимаются сегодня?
- Говоря о создании общего энергетического рынка, Андрей Валерьевич как сетевик в первую очередь говорит об электроэнергетическом рынке. В синхронной зоне находятся страны Союза – это республика Беларусь, Армения, РФ, Кыргызстан и Казахстан. Создание общего электроэнергетического рынка – это механизм укрупнения их систем, а чем больше система, тем она устойчивее и надежнее работает. Поэтому создание электроэнергетического рынка – элемент укрепления и повышения надежности энергетических систем этих стран. Армения в этой части тоже получает свои выгоды, получает доступ к энергетическим ресурсам в нашем Союзе.
Взаимодействие государств-членов ЕАЭС в сфере энергетики базируется на нескольких принципах. В чем заключаются основные?
- Принципы в области энергетики точно такие же, как и основные принципы построения Евразийского Союза. Это, во-первых, взаимовыгодное взаимодействие. Второе –равноправие и учет национальных интересов.
- Евразийский экономический союз находится в стадии активного обсуждения темы энергетической безопасности. Мое мнение, что на это очень сильно влияет внешний периметр. Сумасшедший энергетический кризис, который развернулся в 2022 году в Европейском союзе, когда цены на энергетические ресурсы повысились в десятки раз, спровоцировал озабоченность во всех странах мира, и в Евразийском союзе в том числе. Причиной кризиса в Европейском союзе как раз и являются несбалансированность поставщиков и покупателей энергоресурсов, слишком высокая волатильность на этих рынках. Мы как страны, объединенные в союз, должны быть заинтересованы в том, чтобы у нас подобный сценарий не мог развернуться. Мы сейчас очень плотно работаем над конструкцией энергетических рынков, которая не позволит создавать эту излишнюю волатильность.
Главная составляющая энергобезопасности, насколько я понимаю, – это доступ к энергоресурсам. Достаточно ли этого для полноценного обеспечения?
- Доступ к энергоресурсам – это важнейшая составляющая, но она далеко не единственная. Вы абсолютно верно говорите, что на энергетическую безопасность будет влиять такая важная составляющая, как производственная технологическая безопасность. Буквально недавно глава государства на Евразийском форуме говорил, что обеспечение технологической безопасности – важнейшая составляющая. Не достаточно просто иметь доступ к энергетическим ресурсам. Нужны технологии, чтобы преобразовывать эти ресурсы в необходимый вид энергии для конечного потребителя. Поэтому, кроме доступа к энергетическим ресурсам, есть и другие направления, другие аспекты, которыми нужно заниматься.
А можно более глобально, какие дополнительные направления взаимодействия участников ЕАЭС по энергетической безопасности могут ее повысить и какие шаги нужны сейчас, чтобы все это заработало как можно быстрее и полнее?
Не могу обойти вниманием модную на сегодня тему возобновляемой энергетики. Какое место в обеспечении электроэнергетической безопасности занимает возобновляемая энергетика и как ее в Беларуси используют?
- Про энергетическую безопасность в Республике Беларусь говорят с 2005 года. На постсоветском пространстве именно в нашей стране это понятие и его концепция были приняты первыми. Тогда и закладывались основные принципы использования возобновляемых источников энергии. В соответствии с действующей редакцией этой концепции, к 2030 году нам нужно обеспечить выработку 8% электрической энергии из возобновляемых источников. Этот процент мы уже достигли, но до 2030 года объем электропотребления в стране будет расти. Соответственно, количество электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, будет увеличено.
Если говорить про Беларусь, то здесь потрясающая динамика. В 2012 году в стране было 50 мегаватт источников, работающих на возобновляемых источниках, а сейчас их уже 608, рост в 12 раз!
Я хочу сакцентировать на том, что с точки зрения энергетической безопасности нельзя говорить просто про возобновляемые источники, важно говорить про диверсификацию. Дело в том, что источники энергии должны быть разнообразными, и в республике Беларусь этому уделяется огромное внимание. Один из ключевых аспектов с точки зрения диверсификации – это строительство атомной электростанции, которое находится в завершающей стадии. Этот объект будет вносить свой вклад в обеспечение энергетической безопасности как нашей страны, так и ЕАЭС в целом.
Сможет ли появление единого энергорынка окончательно решить все вопросы в сфере энергетики Союза?
- Нельзя сказать, что все вопросы могут быть решены с помощью энергетического рынка. Сам по себе экономический союз формировался как структура, которая должна стимулировать выравнивание экономических условий. То есть все страны и производства, в них находящиеся, должны иметь одинаковый доступ к ресурсам – энергетическим, материальным, человеческим и так далее. Энергорынки – это один из элементов выравнивания этих экономических условий. Как только мы создадим условия, при которых цена на энергоресурсы для производителей в Беларуси будет равна цене на энергоресурсы в России, Казахстане, Кыргызстане и Армении, можно будет создавать более эффективные производства и повышать конкурентоспособность как отдельных стран-участниц Евразийского союза, так и объединение их на мировом рынке.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: