Победу на выборах в Турции одержал действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Что эта победа означает для России, в интервью MIR24.TV рассказал старший научный сотрудник центра ближневосточных исследований Института международных отношений МГИМО Георгий Мачитидзе.
«Победа Эрдогана – наилучший исход выборов в Турции с точки зрения интересов России. На этом сходится большинство российских экспертов, – говорит политолог. – В первую очередь, потому, что между руководителями наших стран уже сложились неплохие личные отношения, что, бесспорно, влияет на курс той или иной страны».
По словам политолога, эти отношения подкреплены целым рядом очень важных проектов, которые будут продолжаться. «Такие, например, как поставки в Турцию российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф». Интересно, что турецкая сторона, несмотря на просьбы США, не предоставила им возможности посмотреть эти С-400, что очень интересовало американцев», – говорит Мачитидзе.
«Это также проект атомной электростанции Аккую, строящейся на средиземноморском побережье Турции. Это газопровод и в целом – поставки газа. А также предстоящее создание газового хаба в европейской части Турции. Это зерновая сделка, а также импортозамещение, которое идет через Турцию. То есть благодаря победе Эрдогана будет продолжен целый ряд важных проектов, которые объединяют наши страны», – продолжает эксперт.
Также, по словам политолога, очень важно то, что Турция под руководством Эрдогана проводит политику ослабления напряженности в Черном море и не пропускает туда НАТОвские военные суда – в соответствии с конвенцией Монтре.
«В то же время Турция заинтересована поддерживать ровные отношения с Россией с учетом ее интересов в Закавказье, а также с точки зрения важного для нее объединения тюркоязычных государств, в которое, помимо Турции, входят постсоветские страны – Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, а наблюдателем выступает Туркменистан», – отмечает эксперт.
По словам Георгия Мачитидзе, приход к власти оппозиции был бы невыгоден России, особенно в связи с тем, что ее лидер Кемаль Кылычдароглу собирался проводить прозападную политику. «Он и не скрывал этого. Правда, Кылычдароглу вряд ли смог бы многое сделать, даже если бы пришел к власти, поскольку оппозиция проиграла парламентские выборы, а в парламенте условия диктуют Эрдоган и его партия», – говорит политолог.
«Эрдоган же позиционирует себя как человек, который отстаивает национальные интересы Турции, в отличие от оппозиции, которая могла бы пойти на поводу у Запада – даже в ущерб национальным интересам Турции», – отмечает эксперт.
Конечно, были большие опасения насчет возможных протестных выступлений со стороны оппозиции, говорит политолог. «Но Эрдоган, который уже имеет опыт переворотов, использовал свои сильные стороны. Когда его пытались сместить в 2016 году, он обратился к народу и призвал его выйти на улицу. То же самое он предпринял и сейчас: призвал своих сторонников быть на улице и ждать результатов выборов. В итоге все центральные улицы были заполнены сторонниками Эрдогана. Для оппозиции там просто не оказалось места», – говорит Мачитидзе.
«Сейчас мы рассчитываем на то, что отношения наших стран будут развиваться. Конечно, Эрдоган – национальной лидер, который защищает интересы своей страны, а отнюдь не России. Но это нас вполне устраивает, мы никого не просим предавать свои собственные интересы, а рассчитываем на взаимовыгодное сотрудничество», – подытожил эксперт.
Подробнее в сюжете: Ситуация в Турции
Читайте также: