«Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали», – писал Петр I своей жене Екатерине в 1716 году. Желая заключить союз с Россией против Швеции, прусский король Фридрих Вильгельм I решил как следует умаслить русского императора. Комната, целиком изготовленная из янтаря – такой роскоши не знавали даже в Версале. Так началось путешествие легендарной Янтарной комнаты из Пруссии в Россию, где она стала главным украшением летней императорской резиденции.
Впрочем, обращались с ней не сказать чтобы слишком аккуратно: резкие скачки температуры, печное отопление и сквозняки медленно разрушали драгоценную смолу. А в 1941 году в судьбу интерьера вмешалась Великая Отечественная война: царская реликвия была похищена нацистами и вывезена в неизвестном направлении. Ученые по всему миру до сих пор пытаются отыскать Янтарную комнату: одни говорят, что она затонула вместе с немецким кораблем, другие – что сгорела в одном из замков Кенигсберга, третьи – что с ее помощью Советы расплатились с долгами по ленд-лизу.
Ровно 20 лет назад, 31 мая 2003 года, в день 300-летия Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Большом Екатерининском дворце. Работу царскосельских реставраторов российско-германская экспертная комиссия оценила на «отлично», а основатель Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард фон Фальц-Фейн, заставший оригинальную Янтарную комнату, даже отметил, что восстановленная версия выглядит лучше.
Но что же стало с настоящим янтарным кабинетом? Попробуем разобраться в этой удивительной и запутанной истории.
Тяга к роскоши – неотъемлемая черта верховных особ, история это только подтверждает. Вот и отец Фридриха Вильгельма – того самого, который даровал Янтарную комнату Петру I, – не отличался скромностью запросов. Особенно Фридриху I не давало покоя шикарное убранство Версаля – новой резиденции его ближайшего соседа Людовика XIV. Перещеголять «короля-солнце» было непросто, но и при дворе прусского правителя были талантливые архитекторы. Один из них, Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете, и взялся воплотить в жизнь невиданный доселе проект – создать комнату целиком из янтаря. Помогал ему в этом датчанин Готтфрид Вольффрам. Так в 1701 году началось строительство Янтарной комнаты. Работы удалось завершить лишь спустя десять лет.
Как было сказано выше, сын и наследник Фридриха передал комнату в дар императору Петру I, надежно скрепив российско-прусский союз против Швеции. Янтарный кабинет разобрали на отдельные панели, положили к ним некое подобие инструкции по сборке и перевезли в Россию. До возвращения Петра из заграничного похода в 1717 году они хранились в Меншиковском дворце, а затем были перевезены в Летний сад, где пролежали четверть века, аккуратно сложенные в ящиках.
Лишь в 1743 году дочь Петра, Елизавета Петровна, повелела достать янтарные панели и украсить ими свою новую резиденцию – третий Зимний дворец, который находился на месте нынешнего. Как же выглядела в то время легендарная Янтарная комната? Убранство кабинета состояло из 22 панно, выполненных в технике мозаики: 12 верхних и 10 нижних цокольных. Работу по установке панелей поручили итальянскому мастеру Александру Мартелли, а в подмастерьях у него был тогда совсем молодой начинающий архитектор Бартоломео Растрелли.
Несколько лет Янтарная комната украшала интерьеры Зимнего дворца, но в мае 1752 года Елизавета решилась на еще более масштабный проект. Императрице захотелось воплотить в жизнь несбывшуюся мечту Фридриха и построить «ради славы всероссийской» загородную резиденцию, которая по своему великолепию и размаху не уступала бы Версалю. Ее выбор пал на Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, доставшийся в наследство от Екатерины I. Перестройку парадного дворца доверили Растрелли – на тот момент уже обер-архитектору.
Чтобы вписать Янтарную комнату в новое пространство, пришлось немало потрудиться – ее изначальные размеры были во много раз меньше того помещения, где ей предстояло поселиться. Но Растрелли нашел выход, добавив к имевшимся украшениям дополнительные детали – позолоченую деревянную резьбу, зеркала-пилястры и мозаичные картины из агата и яшмы. Также некоторые недостающие элементы заменили холстами с росписью, напоминающей янтарь. А в 1745 году уже Фридрих II (внук того самого Фридриха I) преподнес Елизавете Петровне в подарок еще одну янтарную раму, дополнив комплект. В итоге общий вес янтарных деталей составил порядка 2 тонн.
К 1770 году работа была завершена, и восхищенному взору императрицы предстала знаменитая Янтарная комната в том виде, в каком она знакома нам сегодня. К сожалению – только по иллюстрациям и фото, поскольку до наших дней реликвия так и не дошла.
После помпезного открытия в 1770 году Янтарный кабинет пережил несколько реставраций: в среднем панно и остальные украшения реставрировали каждые 30 лет. Последние восстановительные работы в Янтарном комнате были завершены в 1935 году. Еще одна серьезная реставрация была запланирована на 1941 год, но случилась Великая Отечественная война. Летний дворец вместе с Янтарной комнатой оказался в плену блокады. Казалось бы, такую ценность должны были эвакуировать в первую очередь – почему же не вывезли? Историки полагают, что все дело в хрупкости янтаря – слишком велик был риск.
Панно решили законсервировать: оклеили бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны, накрыли сверху деревянными щитами и оставили. Впрочем, история эта крайне мутная: как выяснилось позднее, Янтарную комнату вообще не включили в план эвакуируемых ценностей, составленный на случай войны. Впоследствии был составлен новый расширенный план, но он куда-то исчез. Была ли там Янтарная комната – неизвестно.
Так или иначе для немцев она была желанным трофеем. Специалисты музея «Царское Село» даже утверждают, что у нацистов был свой список ценностей, которые они планировали похитить из советских дворцов и музеев. И Янтарная комната была там на первом месте. Мало того, что это великая драгоценность, так еще и, можно сказать, немецкое исторические наследие. Захват Янтарной комнаты для пособников фюрера был символом возвращения былой славы и могущества Германии.
В ночь с 17 на 18 сентября город Пушкин, где находится Большой Екатерининский дворец, был взят оккупантами. Работы по демонтажу «каморы» заняли 12 дней, и 10 октября 1941 года янтарные панно были вывезены из страны. Изначально предполагалось, что Янтарная комната станет украшением «музея фюрера» в австрийском Линце, а до этого будет храниться в Рижском замке. Но нашлись два человека, заставившие самого Гитлера передумать. Это были гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кенигсберга, крупный специалист по янтарю, доктор Альфред Роде. Они убедили немецкого вождя выставить Янтарную комнату в Кенигсбергском замке до того, как будет создан музей. Гитлер дал согласие. Подтверждение этому есть и в дарственной книге Кенигсбергского музея, где есть запись от 5 декабря 1941 года о том, что Янтарная комната из 143 предметов подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Вплоть до 1944 года панели Янтарной комнаты красовались в одном из залов Королевского замка Кенигсберга. Но не все, а лишь малая их часть: размеры помещений музея были существенно меньше дворцовых зал в Царском Селе. Поэтому «лишние» янтарные панно хранили отдельно – в подвале.
В 1944 году в истории Янтарной комнаты начинается жуткая неразбериха. Сначала в результате авианалета в замке начинается пожар, который уничтожает шесть цокольных янтарных панелей. Чтобы остальные панно не пострадали, их складывают в Орденском зале замка. 9 апреля 1945 года советские войска штурмом берут город и организуют в замке воинскую часть. А через два дня там неожиданно вспыхивает пожар. Так следы янтарной «каморы» были утрачены. Что же с ней стало?
Историки, военные и даже экстрасенсы – кто только не выдвигал свои версии исчезновения Янтарной комнаты! Приведем некоторые из них.
1. Погибла в пожаре
Эту версию в ходе допросов рьяно отстаивал Альфред Роде. Он утверждал, что Янтарная комната (или, по крайней мере, большая ее часть) сгорела в подвалах Кенигсбергского замка 11 апреля 1945 года. Однако бывший хранитель Янтарной комнаты Анатолий Кучумов усомнился в этом. Ученый лично изучил развалины сгоревшего замка и обнаружил у входа в Орденский зал три обгоревшие флорентийские мозаики, входившие в состав янтарного кабинета. Вот к каким выводам он пришел.
«Во-первых, если мозаики были упакованы вместе с янтарными панно, будучи вделанными в них, ящики не могли по своим габаритам поместиться на той площади (меж двух дверей и окна), где они были найдены. Мозаики лежали сложенными одна на другую, и это отвергает возможность упаковки их вместе с панно. Большие габариты янтарных панно и высокий рельеф янтарных рам, окружающих мозаики, не могли позволить упаковку трех или четырех панно в один ящик. Если бы мозаики горели вместе с панно на некоторой высоте от пола, имея между собой прослойку из самих панно (дубовые доски и янтарь) и упаковочного материала, они должны были, падая, рассыпаться на мелкие куски, так как клей-мастика при высокой температуре быстро теряет свои связующие свойства. В действительности рисунок мозаик был найден при раскопке не нарушенным, несмотря на полное разрушение и обесцвечивание камня…» – писал Кучумов.
Кроме того, вспомним, что благодаря Растрелли отделка Янтарной комнаты имела еще 24 пилястры толстого зеркального стекла, обрамленных деревянной золоченой резьбой. Однако никаких следов расплавленного стекла также найдено не было.
2. Затонула вместе с кораблем
После первого пожара в Кенигсбергском замке Янтарную комнату собирались вывезти в глубь страны. Однако этому плану помешали советские войска, забаррикадировавшие железную дорогу. Но существует теория, согласно которой немцам все же удалось вывезти панно из замка.
Так как перевозить панно по суше и по воздуху было опасно, оставался только один путь – морской. Поэтому, по мнению ряда экспертов, шедевр тайно погрузили на борт лайнера «Вильгельм Густлофф». Впрочем, сохранилась опись груза корабля, и Янтарная комната там не значится.
Есть и другая версия, связанная с морем: якобы янтарные панно погрузили на корабль «Карлсруэ», который советская авиация потопила у берегов Польши. Обломки судна были обнаружены в октябре 2020 года. На борту действительно оказались следы музейных ценностей: картинные рамы, полусгнившие холсты, а также множество запертых ящиков. Но искателей сокровищ ждало разочарование: внутри ящиков оказалось военное снаряжение.
3. Похищена и спрятана в бункере
Настоящий бум на поиски Янтарной комнаты произошел в 1967 году. И все благодаря Эриху Коху – бывшему гауляйтеру Восточной Пруссии, позднее осужденному за военные преступления и отбывавшему наказание в Варшаве. Дело в том, что Кох как-то бросил в интервью журналисту: мол, янтарные панно уцелели в пожаре. Но куда они делись потом, Кох не сказал – видимо, решил всех заинтриговать, а может, просто наврал, потому что хотел, чтобы о нем вспомнили.
Но желающих отыскать драгоценный клад уже было не остановить. Повсюду стали всплывать «свидетели», которые собственными глазами видели, как немцы куда-то таскали тяжелые ящики, рыли потайные входы и прочее. Наибольшую популярность приобрела версия о таинственном бункере в Кенигсберге или его окрестностях. Возможным местом нахождения Янтарной комнаты называют гипотетический бункер на Розенштрассе («бункер Брюсова»), подвалы Штайндаммской кирхи, бывший гараж гестапо на современной улице Космической в Калининграде, подвалы пивоварни «Понарт», имение Эриха Коха в современном Калининграде, подвалы замка Лохштэдт – и это только часть.
«Ни один из объектов – Штайндаммская церковь, гараж гестапо, геологический музей, ход под Ланге Райе и площадью Хоймаркт, подвалы универмага КЕПА – не исследованы до конца. Так, немножко побурили, немножко покопали. В конце концов, Брюсов точно описывает некий бункер и даже найденные картины голландцев в нем, но его так и не нашли позднее. Вряд ли Брюсов так подробно нафантазировал. Тогда где бункер? Ведь и Брюсов оглядел его весьма бегло», – говорил в одном из интервью калининградский краевед Алексей Петрушин.
4. Похищена инопланетянами
Пожалуй, самая безумная теория, в которую, впрочем, так занятно верить. Ее автор – небезызвестная целительница и астролог Джуна Давиташвили. Она утверждала, что Янтарную комнату с Земли забрали пришельцы: дескать, янтарь так впечатлил их своим солнечным блеском и необыкновенной живительной энергией, что они решили забрать Янтарную комнату с собой, а взамен сохранили жизнь людям и не стали порабощать планету. Ну, что ж, и на том спасибо!
5. Осталась в Калининграде
Как утверждал писатель и журналист Александр Мосякин, близко знавший Анатолия Кучумова, часть янтарного убранства все же погибла при пожаре. Другая же, по версии Мосякина, была похищена шайкой немецких бандитов.
Однако до наших дней дошла записке Роде, адресованная немецкому правительству. В ней он утверждает, что Янтарная комната цела и находится в «надежном месте». Также в своем отчете Роде упоминает о некоем хорошо охраняемом бункере с отоплением и вентиляцией, где хранятся «величайшие ценности». Ну а если учесть, что у Роде не было достаточно денег и людей, чтобы отправить панно слишком далеко, то велика вероятность, что фрагменты комнаты до сих пор хранятся в Кенигсберге – то есть сегодняшнем Калининграде.
6. Подарена США в счет уплаты долга
Суть этой теории в следующем: в начале войны СССР заручился поддержкой западных соседей, в частности, США, которые помогали нам оружием и боеприпасами. А когда пришел черед платить по счетам, денег не оказалось. Долг был немаленьким – 1,3 миллиарда долларов. Но, к счастью для Советского Союза, Америка принимала выплаты не только в валюте, но также в золоте и других ценностях. В золоте долг СССР был равен 8722 тоннам, а золотой запас страны составлял всего 2050 тонн. Вот и пригодилась Янтарная комната...
Но нужно помнить, что все это – лишь предположения, а настоящих следов наследия Фридриха и Елизаветы не нашли до сих пор. Однако энтузиазм ученых не иссякает, а значит, поиски продолжаются.
Забавный факт напоследок: одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты в 1997 году все-таки была обнаружена... на кухне. Оказалось, что во время транспортировки из Пушкина в Кенигсберг ушлый немецкий офицер по фамилии Ахтерман не удержался да и умыкнул себе одну из мозаик – уж очень она ему приглянулась! После окончания войны он привез ее домой, в Бремен, и повесил у себя на кухне. Спустя много лет его сын решил продать картину, тут-то все и вскрылось. Можете себе представить глаза реставраторов, когда те узнали, что все эти годы величайшая музейная ценность впитывала в себя аромат сосисок и яичницы.
Читайте также: