Страны ОПЕК и другие нефтедобывающие страны, участвующие в соглашении о сокращении добычи нефти, договорились снизить квоту на 1,6 млн баррелей в сутки с 1 января 2024 года. Итоги соглашения на телеканале «МИР 24» прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Снижение добычи нефти на 1,6 млн баррелей в сутки – это много или мало? Насколько существенно это повлияет на нефтяной рынок?
- Важно отметить, что это снижение будет происходить уже сейчас, в определенной степени оно уже произошло. Речь идет о том, что есть квоты – некий верхний предел, больше которого странам-участникам ОПЕК+ добывать нельзя. Но в феврале этого года российский вице-премьер Александр Новак объявил, что Россия с марта начнет сокращать добычу на 500 тысяч баррелей помимо квот. То есть это дополнительный, добровольный объем сокращения для того, чтобы поддержать цены. В нашем случае это еще и мера по сокращению скидки на российскую нефть, чтобы мы больше денег за нее получали.
Но, в целом, эти объемы – это много для мирового рынка, и они призваны поддержать цены и вывести их в коридор от 80 до 90 долларов за баррель.
Подробнее о цифрах: кто и насколько сократит их? Зачитаю, чтобы не ошибиться: «Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт сохранят добычу на текущем уровне, квоты ОАЭ увеличатся на 200 тысяч баррелей в сутки, при этом квота России снизится на 650 баррелей в сутки, Азербайджана – на 133 тысячи, Нигерии – на 362 тысячи, Анголы – на 175 тысяч, Малайзии – на 166 тысяч баррелей в сутки». То есть почти все сокращение обеспечат Россия и Азербайджан, Малайзия и страны Африки. Можете объяснить, почему именно так?
- Это попытка привести квоты к реальным объемам производства. Дело в том, что даже в 2021 году множество стран ОПЕК+ не выбирали свою квоту – они добывали меньше, чем им разрешалось, по разным причинам. У кого-то из-за естественного истощения месторождений. Некоторые наши проекты тоже перешли в стадию естественного истощения, например, в прошлом году даже проект «Сахалин-1» полгода практически не работал. Так что нас не ужимают с нынешних объемов добычи, просто наша квота больше, чем мы сейчас добываем, и эту квоту приведут к нынешнему объему добычи.
Многих беспокоит диспропорция Саудовской Аравии, потому что с 2016 года, с момента организации ОПЕК+, у нас всегда были примерно одинаковые квоты с Саудовской Аравией, мы основные игроки в этом соглашении. Теперь их квота будет больше, потому что они реально могут добывать, но они компенсируют это тем, что с июля еще на миллион баррелей сократят свою добычу. Они добровольно толкнут цену вверх, и получится, что мы сейчас добываем около 9,5 млн баррелей, а они с июля сократят до 9 млн. Мы на протяжении 2023 года хотим сохранять сегодняшний объем добычи. Поэтому здесь никто не оказывается в каком-то обидном положении, все вносят свой вклад в стабилизацию рынка.
Какие еще страны СНГ участвовали в этом соглашении?
- Азербайджан, Казахстан и все основные производители нефти. Большинство участников – внутри сделки, потому что все заинтересованы, чтобы рынок был стабилен, чтобы не было сверхнизких цен, но они и не уходили бы очень высоко. Когда нефть очень дорогая, это приводит к сокращению объемов потребления. Люди и компании не могут себе позволить потреблять много нефти, поэтому консенсус – это цены на нефть от 80 до 90 долларов за баррель. При этих ценах все верстают свои бюджеты, в том числе страны СНГ, Россия, Саудовская Аравия. Не очень высокая цена позволяет и наращивать объемы потребления.
Говорить о том, что кто-то выиграл больше или меньше, не приходится?
- Нет, здесь мы видим взаимовыгодное сотрудничество. В преддверии саммита стран ОПЕК+ в западной прессе выходили публикации о том, что якобы Саудовская Аравия обиделась на Россию, а Россия не выполняет свои обязательства по добыче, сделка разваливается и так далее. Но это была спланированная информационная атака. Если бы соглашение ОПЕК+ развалилось, тогда все участники добывали бы по максимуму, был бы переизбыток предложения на рынке, и цены бы упали, что выгодно исключительно странам-потребителям, то есть США и странам Европы.
Подробнее в сюжете: Цены на нефть и газ
Читайте также: