07:19 06/06/2023

Армянское солнце мировой музыки: 120 лет назад родился Арам Хачатурян

Коньков Александр\ТАСС

Его называют армянское солнце мировой музыки. 120 лет назад родился один из гениальных музыкантов XX века Арам Хачатурян. Его «Маскарад» считается одним из самых красивых вальсов в мире. Вершиной творчества Хачатуряна называют музыку к балету «Спартак», а сам спектакль стал визитной карточкой русского балета. Самые сильные мужские партии изучила корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.

Репетиция «Спартака» на сцене Михайловского. Премьер театра Иван Зайцев отрабатывает самые сложные элементы хореографии – прыжки. Тренировки каждый день по несколько часов.

«Возможно, это выглядит так очень, может быть, порхающе, может быть, как-то это все невесомо. Но на самом деле за этим стоит колоссальный труд и прыжок... Вот даже так, навскидку вспомнить в училище я даже помню момент, когда я почувствовал, поймал баллон, когда ты подпрыгиваешь и зависаешь, этот апломб», – рассказал премьер балета Михайловского театра Иван Зайцев.

Премьера балета Арама Хачатуряна состоялась в 1956-м. Сначала с хореографией Якобсона, а позже Григоровича, который обладал мощным прыжком. Он наделил спектакль сложной техникой, вращениями – настоящим вызовом человеческому телу.



Если вес артиста балета 65 килограммов, то его работа равна 650 джоулям. Мощность прыжка продолжительностью 0,2 секунды составляет 3250 Ватт – приблизительно пять лошадиных сил. Горизонтальная скорость составляет примерно восемь метров в секунду, а вертикальная – 4,6 метра в секунду.

Эталонным «Спартаком» до сих пор считают Владимира Васильева, его называют «богом танца», а лучшим Крассом Мариса Лиепу. Эти артисты установили такую высокую планку, что сегодня элевация – сила и высота прыжка, а также баллон – способность фиксироваться в воздухе – главные показатели мастерства.

«Мы уже говорили про Владимира Васильева, и Руслан Мухаметов замечательный был артист. Николай Максимович Цискаридзе обладает таким мягким, очень пластичным прыжком, Иван Васильев. У нас, в Мариинском театре, наверное, Леонид Сарафанов, вот он тоже легкий, такой стремительный прыжок имел и очень сложную технику делал – подряд двойные туры», – рассказал старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Сергей Лалетин.

«Спартак» Арама Хачатуряна стал первым спектаклем, где мужчины- герои оказались важнее балерин.