13 июня свой 65-летний юбилей празднует актер театра и кино, народный артист России Сергей Маковецкий. Его всегда восхищала игра Фаины Раневской – непревзойденного мастера эпизода. Вот и у Маковецкого даже роли второго плана потрясают своей глубиной и объемностью. В честь юбилея актера рассказываем о его жизни и самых успешных работах в кино.
Будущий актер родился 13 июня 1958 года в Киеве. Отца своего он никогда не видел. Когда его родители пришли в ЗАГС расписываться, то отец вдруг передумал и забрал свое заявление. Мама Анна Маковецкая, уже беременная, попросила несостоявшегося мужа не позорить ее и сделать вид, что они поженились – гости-то ждут, столы уже накрыты. Отыграв свадьбу, молодые расстались навсегда. Поэтому в свидетельстве о рождении у Сергея Маковецкого в графе «отец» стоит прочерк, и фамилия у него материнская.
Мать вырастила сына одна. Она работала на киевском заводе искусственных кож, жили они сперва в бараке, потом в общежитии. В школе Сережа и не помышлял о театре. Он активно занимался спортом, причем сразу и фигурным катанием, и водным поло. После школы собирался учиться в медицинском институте. Так советовала мама, да и профессия была востребованная, уважаемая. Но все изменило участие в школьной театральной постановке. После того как он сыграл роль Аркашки Счастливцева в пьесе Александра Островского «Лес», юноша мечтал только о сцене. Правда, поступить в театральный вуз с перового раза ему не удалось, но Маковецкий был настойчив.
Через год он отправился в Москву. В Школе-студии МХАТ его не приняли: он не понравился ни Константину Райкину, который принимал экзамены, ни Олегу Табакову, который набирал курс. А вот в Высшем театральном училище им. Щукина его оценили. За неброской и неяркой внешностью юноши театральные педагоги смогли разглядеть мощный талант. Маковецкий был принят на курс Аллы Казанской, который окончил в 1980 году.
Уже пятый десяток лет он служит в знаменитом Театре им. Вахтангова. Сыграл более 100 ролей в кино. Режиссер Никита Михалков сказал о нем в одном из своих интервью: «Я считаю, что Маковецкий – герой, герой невнятных и неброских характеров, которые он умеет превратить в бриллианты». Рассказываем о пяти наиболее выдающихся кинообразах, созданных Маковецким.
В историческом фильме, снятом по мотивам «Капитанской дочки» Пушкина, Маковецкий сыграл Алексея Швабрина – соперника главного героя за любовь Маши. Он блестяще воплотился в роль одержимого азартом человека, для которого главное – победа, а все средства для ее достижения хороши.
Актер показывает, как естественно его герой становится редкостным подлецом – сначала переходит на сторону Пугачева, а затем, когда Пугачев проигрывает, клевещет на своего соперника Гринева, из-за чего жизнь молодого офицера оказывается под угрозой.
В фильме режиссера Владимира Хотиненко, снятого всего через четыре года после трагедии с атомной подлодкой «Курск», Маковецкий предстает в своем фирменном образе интеллигента – мягкого и совсем неприспособленного к суровой морской службе.
Его персонаж – человек гражданский, он ученый, а совсем не герой. «Я думал, он серьезный мужик, а он кандидатскую пишет», – говорит о нем один из моряков. Врач Черненко раздражает всех на корабле, но именно ему предстоит спасти весь экипаж. В единственном исправном скафандре его отправляют с тонущей подлодки за помощью.
Герой Маковецкого Фима по прозвищу Полужид – бывший вор и лучший друг главного героя, начальника отдела по борьбе с бандитизмом Одесского угрозыска. Ради друга он затевает собственное расследование преступления, но не забывает прибрать к рукам то, что плохо лежит. Он на короткой ноге и с мелким криминалом, и с милиционерами, которые окружают его лучшего друга.
А как гармонично звучит в его устах одесский выговор! Этот эпизодический персонаж в исполнении Маковецкого получился невероятно многогранным. Тут и искренняя дружба, и желание помочь приятелю, и особая философия, и внезапно открывшаяся лирическая составляющая героя. Фима – один из самых запоминающихся персонажей, внезапную смерть которого зрители переживают очень остро.
Образ священника – отца Александра – критики называют одним из самых значительных в творчестве Сергея Маковецкого. Его герой – настоятель прихода в латвийском селе, оккупированном немцами. Перед ним ежедневно встают трудные вопросы: как не кланяться немцам, не бояться партизан и полицаев, а делать то, что должно. Он с риском для жизни подкармливает и окормляет русских военнопленных в соседнем лагере, принимает в дом девочку-еврейку, которой грозит смерть, а потом и еще десяток детей – насельников детского лагеря в Саласпилсе, где их использовали, как доноров крови. За простодушным фасадом сельского священника видна напряженная работа мысли и настоящее величие души.
Роль гениального ученого, физика-ядерщика Виктора Штрума, мать которого живет в Гетто, далась актеру нелегко. Он признавался, что этот образ потребовал от него колоссальной отдачи. «Например, письмо, которое написала Штруму его мать, – я просто не мог его спокойно читать, да и никто не смог бы, – говорил Сергей Маковецкий. – Вроде все обстоятельства складываются так, что человеку остается только превратиться в животное, в ничтожество, но он сохраняет человеческое достоинство. И таких фантастически сильных людей было очень много. Конечно, эти съемки перевернули мне душу».
Талант актера раскрылся в этом фильме во всю свою мощь. Его трактовка образа главного героя – ученого, кристально честного человека и гражданина – выражает всю глубину трагедии. Ведь наступает момент, когда герою фильма в силу обстоятельств приходится идти на сделку с совестью. Во многом благодаря игре Сергея Маковецкого сериал «Жизнь и судьба» критики считают гениальным фильмом, требующим душевной работы.