Роли Натальи Гундаревой – это часто про добро, искренность, совесть, самопожертвование и, конечно, про страсть. Это женщина-мать, которая и в горящую избу войдет, и личную жизнь всем (кроме себя) устроит. На самом деле актерский диапазон Гундаревой далеко не ограничивался персонажами бытовых мелодрам, прославивших ее. Актриса, которую на заре популярности называли «кустодиевской красавицей», по словам критика Андрея Плахова, «воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность».
Наталья Георгиевна прожила всего 56 лет, за которые сыграла чуть ли не 80 киноролей. В этом году актриса могла бы отметить 75-летие. MIR24.TV вспомнил, какой была Гундарева на экране, в театре и в жизни.
В это воскресенье, 27 августа, телеканал «МИР» покажет фильмы с Натальей Гундаревой в главной роли. Смотрите комедийные мелодрамы «Вас ожидает гражданка Никанорова» в 10:10 и «Однажды двадцать лет спустя» в 11:55 на телеканале «МИР».
На первом месте для нее всегда стоял театр (Театр имени Маяковского), и лишь потом – кинематограф, который и сделал ее известной на весь СССР. Гундарева играла Дульсинею Тобосскую, Екатерину II в «Капитанской дочке», Смеральдину в «Труффальдино из Бергамо», коварную интриганку княгиню Шадурскую в сериале «Петербургские тайны», однако самой известной ее ролью в кино стала «сваха» Вера Голубева из мелодрамы «Одиноким предоставляется общежитие». И этот образ стал определяющим в карьере Натальи Гундаревой.
Картине Самсона Самсонова предшествовала мелодрама Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя», которая вышла на экран в 1980 году. Через 20 лет после окончания школы класс собирается, чтобы принять участие в популярной телепрограмме – после длительной разлуки бывшие одноклассники должны ответить на два вопроса: чего они добились и чего ждут от жизни. У однокашников Нади Кругловой большие успехи: кто-то стал военным моряком, кто-то ученым, кто-то – архитектором, кто-то – известным поэтом, кто-то – телеведущим... Когда очередь доходит до Нади, старосты и гордости класса, героиня Гундаревой отвечает: «Ну как, я дома работаю... Я работаю мамой» – и ее ответ тактично сворачивают. В современном мире работать мамой – недостаточно. А как же карьерные достижения?
Весь фильм, словно фотоальбом, состоит из отрывков воспоминаний многодетной матери: вот она ночью кроит из своего нового нарядного платья, подарка мужа, костюм Снегурочки в детский сад, вот череда родительских собраний, вот старшая дочь в 16 лет сообщает, что выходит замуж… Однако акцент в картине сделан таким образом, что в итоге оказывается – главное достижение принадлежит именно Наде Кругловой, которая родила и воспитала 10 детей, а от жизни она ждет одиннадцатого. Удивительно, насколько органична Гундарева в роли матери, ведь в ее жизни материнства так и не случилось. Когда-то актриса пошла на аборт из-за тяжелой беременности.
«После этого она больше не могла иметь детей, – рассказывала ее первая преподавательница по актерскому ремеслу Евгения Галкина. – И всю жизнь горевала из-за этого. Очень любила, хотела детей, но... Сколько она плакала из-за этого, рассказывала мне и плакала! И в этом была ее самая большая боль и трагедия, которую переживала всю жизнь».
Свое материнство – много- и малодетное, радостное и холодное, и даже детоубийство – Наталья Георгиевна проживала в театре и кино. В 1984 году вышло сразу два важных для карьеры Натальи Гундаревой фильма: «Хозяйка детского дома» Валерия Кремнева и «Одиноким предоставляется общежитие» Самсона Самсонова. В первом героиня Гундаревой руководит детским домом, во втором – помогает обитательницам женского общежития найти счастье. В обоих случаях она находит свое призвание в заботе о других. И практически всегда ее героини – это сильные женщины, независимо от социального статуса и места жительства.
Еще одна ипостась актрисы – эгоистичные хищницы под личиной благодушия. Такова Анна Доброхотова в прославившей Гундареву картине «Сладкая женщина». Она привлекает мужчин своим типажом, но абсолютно все люди, оказавшиеся в ее орбите, используются для получения материальной выгоды – даже родной сын. Одним из известнейших спектаклей в Театре им. Маяковского с участием Натальи Георгиевны был спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» – в страшной истории, написанной Лесковым, Гундарева блестяще перевоплощалась в молодую купчиху Катерину Измайлову, убившую вместе с любовником свекра, мужа, маленького племянника и под конец ушедшую на дно Волги вместе с соперницей. Не более симпатична холодная и жестокая княгиня Татьяна Львовна Шадурская в сериале «Петербургские тайны»…
Широкая русская душа – это полностью про Наталью Георгиевну. Палитра чувств, на которые она была способна, накладывалась на меру таланта и бешеную энергетику. Она ненавидела лень и вялость, предельно требовательно относилась к себе в профессии, ну а если влюблялась, то до безумия, нередко это приводило к разочарованиям. Однако и этот багаж шел на пользу ее актерскому мастерству, так, играя «Осенний марафон», Гундарева вносила свои правки в роль, ведь она знала, что чувствует женщина, пережившая измену. Играя Катерину Измайлову, она знала, что чувствует женщина, которую упрекают в бездетности, и понимала страсть, охватившую мценскую «леди Макбет». Играя Анну Доброхотову и Катю Никанорову, она знала, что значит нравиться мужчинам, пробовать, ошибаться и идти дальше. А врожденный оптимизм и юмор позволяли делать даже картонные роли живыми и интересными.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: