За три года маркировки табачной продукции в России объем контрафакта снизился в полтора раза. Об этом заявил председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин. Какие еще товары получат маркировку в ближайшее время? Достаточно ли оборудования для реализации всех планов? Чем полезна система «Честный знак»? Какие страны ЕАЭС маркируют свою продукцию? На эти и другие вопросы эксперт ответил в программе «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24».
Ваш тендер занимается маркировкой товаров. Как это помогает влиять на ситуацию на рынке? Становится ли меньше нелегальной продукции?
- ЦРПТ занимается рядом проектов, и маркировка – один из них. У нас есть соглашение с государством, заключенное на экономическом форуме четыре года назад, в 2019 году. Мы видим, что система внедрена в разных отраслях. Например, по сигаретам с 2019 года до конца 2022 года объем нелегальной продукции снизился практически в полтора раза, и очевидно, что это в существенной степени помогло сбору акцизов. По молочной продукции мы интегрированы с системой ветеринарных сертификатов «Меркурий», и прослеживаем, сверяем объемы продукции и расхождения. Мы видим, что за год количество таких расхождений сократилось в три раза – тоже весьма значимый показатель. По другим отраслям видим также весьма убедительную динамику. Это касается и обувных товаров, и легкой промышленности.
Как работает система «Честный знак», как она помогает потребителям защищать свои интересы?
- Потребитель, конечно же, наравне с государством и бизнесом является одним из основных выгодоприобретателей всего проекта. Есть приложение «Четный знак», которое уже скачало и использует около 10 млн человек. Есть целый ряд полезных функций, направленных на то, чтобы можно было проверить, легальный товар или нет, и оценить его качество.
То есть с этим приложением можно прийти в магазин и приложить сканер к штрих-коду товара?
- Код – это квадратный матрикс на товаре, состоящий из белых и черных точек. Можно узнать об этом товаре все, что знает о нем государство. Приложение – неотъемлемая часть государственной информационной системы, оно внедряется для пользы потребителя и повышения информированности о качестве и безопасности продукции.
Появятся ли новые группы товаров, которые тоже будут промаркированы?
- Правительство буквально недавно опубликовало ряд постановлений о расширении списка товарных групп, подлежащих маркировке. И буквально с 1 сентября вступает в силу маркировка БАДов, детской воды, антисептиков. При этом идет эксперимент по маркировке икры, – в какой-то момент, я думаю, она станет обязательной, возможно, в следующем году.
Хватит ли оборудования, чтобы оснастить бизнес?
- Конечно, хватит, мы этим занимаемся вместе с Минпромторгом. Оборудование доступно, оно поставляется из дружественных стран, у нас больше 150 партнеров. Сформирован запас расходных материалов на полгода вперед. Даже год назад больше 50% кодов уже наносилось на оборудовании и с применением расходных материалов из дружественных стран. Сегодня этот показатель уже больше 80%. Мы на этом не останавливаемся, планируем дальнейшую локализацию оборудования вместе с Минпромторгом и Фондом развития промышленности. У нас есть полугодовой запас основных расходных материалов и запчастей для всего рынка, мы его постоянно пополняем.
Такие сроки внедрения берутся не «с потолка». Для рынка всегда создаются специальные комфортные условия. Например, по сладкой воде внедрение растянуто на год. С 1 сентября начинается регистрация, в реальности первый этап стартует 1 декабря. Полгода от постановления, по нашему опыту по другим товарным группам, – более чем достаточно для того, чтобы заказать и внедрить оборудование. Заключительный этап по срокам – июнь следующего года. Этап, намеченный на этот год, пересекается по времени с линией производства пива и другой воды. То есть более 62% линий так или иначе задействовано в маркировке другой продукции, поэтому кажется, что производителей много. В реальности тех, которые совсем незнакомы с маркировкой, гораздо меньше.
Вы упомянули сладкую воду. Станет ли она дороже в связи с маркировкой?
- Это традиционная фобия, что маркировка – это огромные затраты и потом подорожание продукции. Мы на примере большого количества товарных групп, которые внедрены в ряде стран, не только в России, видим, что эти опасения не подтверждаются. Мы считали и прогнозируем, что влияние на потребительскую цену воды будет меньше, чем на 0,2 пункта. Да, нельзя сказать, что совсем никакого влияния нет, но это во много раз меньше инфляции, потребитель этого не заметит.
Речь идет не о нескольких десятках, а скорее о нескольких рублях?
- Это существенно меньше рубля, это меньше 20 копеек.
Вы занимаетесь созданием маркировки и для Евразийского экономического союза. Какие страны сегодня сотрудничают с вами?
- Маркировка в ЕАЭС внедрена уже достаточно давно. Есть соглашение о маркировке, это наднациональная конструкция. Маркировка по разным товарным группам внедрена во всех субъектах. Мы рады, что используются одни и те же технологии, за исключением Беларуси. Там схожая технология, но в других странах технологии имеют российские корни, что обеспечивает скорость и доступность внедрения.
Беларусь, а кто еще?
- Армения, Кыргызстан, Казахстан. Еще у нас есть государственно-частное партнерство в Узбекистане.
Сильно отличается маркировка?
- Технология одна и та же. Просто страны, в зависимости от своих потребностей и рисков, выбирают маркировку тех или иных товарных групп.
Какие-то результаты этой работы в ЕАЭС уже есть? Стало ли у них меньше контрафакта?
- Объем нелегального оборота снижается. В Казахстане это касается сигарет. Мы видим, что в Узбекистане, хотя это и не государство-член ЕАЭС, сильно растут сборы по алкогольной продукции. Там с 1 июля ожидается маркировка сладкой воды. Думаю, будут достаточно серьезные бюджетные эффекты. Судя по тому, что Кыргызстан планирует расширять маркировку, понятно, что страна также удовлетворена тем, что система внедрена и работает. Армения запускает маркировку в этом году по сигаретам, мы посмотрим на эффект, но знаем, что они планируют развивать количество товарных групп очень существенно.
Есть ли статистика, в какой из стран ЕАЭС в связи с этими действиями стало меньше всего контрафакта?
- Такого сравнения мы не ведем, все-таки разные способы измерения. Не везде единые стандарты. Но на основании доступной информации, нам кажется, что здесь Россия занимает лидирующую позицию.