Ученые создали эмбрион человека искусственным методом – путем деления донорской стволовой клетки. Эту новость на телеканале «МИР 24» прокомментировал профессор, руководитель центра клеточных технологий Александр Тепляшин.
Сенсационную новость сообщили на собрании международного общества исследования стволовых клеток. Как думаете, может ли считаться полноценным человеческим эмбрионом тот, что получен путем деления донорской стволовой клетки? Может ли из него развиться полноценный человек?
- Термин «донорская» стволовая клетка здесь не имеет никакого значения. Можно также сказать «своя» стволовая клетка, никакой разницы не будет. Вопрос в том, что этот эмбрион абсолютно отличается от природного, потому что он сделан по другим законам. Лучше природы никто не сделает, но здесь целями и задачами заявлено все-таки изучение эмбрионогенеза. Если бы речь шла о попытках репродуктивного планирования, то есть с целью рождения человека, то никто и никогда не сообщил бы об этом, потому что это запрещено во всем цивилизованном мире под угрозой гигантских тюремных сроков.
Этот процесс очень интересный, потому что это шаг к выращиванию органов с высокой специализацией: сердца, мозга и его ядра, сетчатки глаза, желез внутренней секреции. Тема очень интересная, она позволяет изучать эмбриогенез и получать какие-то данные о том, как развивается эмбрион. Мы ее проработали на две трети, но об этом мало кто знает. Пытались делать доклад на заседании российско-британского научного совета в 2008 году, но до нас даже не дошла очередь на выступление. Я на том собрании на чистом английском языке свои претензии высказал. Это было плохо организовано, но это были те времена, когда у нас были какие-то человеческие отношения.
Я правильно понимаю, что пока никто не может предсказать, может ли из этого эмбриона развиться полноценный человек или нет?
- Можно сразу предсказать, что из этого комплекса полноценный человек развиться не может, потому что механизмы развития иные. Но если с этим работать дальше, то вполне возможно и получится. Вопрос, нужно это или нет. Потому что вопрос рождения людей от природы предопределенный: пожалуйста, ребята, занимайтесь тем, чем положено. Если только пара очень хочет иметь детей, но нет никакой возможности даже путем экстракорпорального оплодотворения, это другое дело. Но это не распространенные случаи.
По сути можно сказать, что ученые, которые проводили этот эксперимент, использовали клонирование?
Это своего рода клонирование. Но не репродуктивное, которое имеет целью получение человеческой копии, оно официально запрещено во всем мире. Теоретически сделать это можно, потому что клонирование животных существует. Впервые клонированные копии создали советские ученые в институте животноводства, хотя везде звучит о первенстве британцев с овечкой Долли.
И над темой собственных эмбриональных клеток мы работали, это жутко интересная вещь. Это попытка сделать для человечества что-то такое, что природа не может.
Этот эксперимент был разрешен на особых условиях: выращенный таким образом эмбрион должен был быть уничтожен в возрасте не старше двух месяцев. Почему именно двух, что происходит дальше?
- Во-первых, по-моему, он прожил всего две недели. Но лиха беда начало, потому что технологии, в том числе медицинские, совершенствуются с космической скоростью. Но представим себе, что такой эмбрион переходит в стадию плода, а это фактически уже маленький человек, и многие начинают спрашивать, какой у него будет душа? Это вопрос на миллион долларов, потому что на него никто никогда не ответит. Для этого надо, чтобы этот человек родился. Второй момент – он может родиться с каким-то дефектом. Одно дело уничтожить эмбрион, а другое дело – маленького человека. Не только я, но и многие в мире считают, что медицина – это вещь моральная, она создана помогать людям, а не убивать их.
Что ученые могут узнать за этот короткий период?
Второй момент в том, что существует ряд очень тяжелых хронических заболеваний, которыми человек страдает. Изучать эмбрионогенез удобнее на искусственном эмбрионе, и можно будет редактировать геном для того, чтобы исключить паталогические гены, которые в будущем приводят к тяжелым заболеваниям. Для того, чтобы человек не страдал ими. Тут благая цель, безусловно, это интересно.
Запрет на подобные опыты был установлен не случайно. Ради чего он был нарушен сейчас?
- Запрет составляет и выносит коллектив ученых, это зависит от людей. То, что лет 50 назад, во времена моей молодости считалось зазорным, сейчас – абсолютная норма, мир меняется. Хорошо это или плохо, мне сложно судить.
Ограничения ведь связаны с тем, чтобы в каждой подворотне на стали клонировать биологических существ.
Одно дело, клонировать человека, а другое дело – изменить ему геном и клонировать, например, со львом, или делать неких суперлюдей. Я думаю, нет ничего невозможного. При Гитлере была наука об улучшении вида – евгеника, когда отбирали красивых, здоровых, физически сильных людей и пытались их скрещивать, чтобы выводить определенную породу. Сейчас можно это делать прямо в пробирке, с помощью микроскопа.
Конечно, это отрицательный пример, но чем черт не шутит. Возможно так вывести определенные «сорта» людей: человек-воин, человек-раб, человек-предатель, эти свойства вполне генетически детерминируются.
Лично ваше мнение, стоит ли продолжать эксперимент?
- Во-первых, эти эксперименты должны быть подконтрольны. Главное, чтобы они все-таки работали на благо. Есть обратная сторона медали – клонирование человека с заданными свойствами, но это может сыграть нехорошую шутку. Пройдет еще лет 50-100, и людей смогут создавать по своему образу и подобию, но кто будет определять, кто хороший, а кто плохой? Подобные попытки и надо держать под контролем.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: