Ассирийцы переселились в Араратскую область в 1824 году – сразу после Русско-персидской войны. Нынешнее население ассирийцев происходит от переселенцев из Ирака, точнее – из области Урмия. По данным 1989 года, в Армении проживали около 10 тысяч ассирийцев. В начале 90-х многие уехали в Россию и Европу.
«Официальная цифра не совсем соответствует реальности. В селе Куйласар у ассирийцев частные дома, они переселились в Верхний Двин. А так существует четыре действующих села, там в школах изучается ассирийский язык. Всего где-то 2700 ассирийцев, это официальная цифра, а неофициальная – около 6-7 тысяч», – говорит руководитель Федерации Ассирийских общин Армении, депутат Национального Собрания Армении Ирина Саградова-Гаспарян.
Ирина – из рода Саградовых, который до революции 1917 года владел этими территориями. Предки построили фамильную часовню, которая за 100 лет пришла в упадок. Руководителю Ассирийской общины удалось ее восстановить и открыть этот христианский дом для всех верующих.
«У ассирийцев была такая традиция – там, где были их земли, их собственность, они строили часовни, принадлежащие всему роду. Здесь были земли моих дедов, и эта часовня так и называлась – Часовня Саградовых, старая табличка потерялась. И мы решили восстановить памятники ассирийцев. У ассирийцев здесь в Армении не много памятников, и это – первая ласточка, теперь здесь надпись на трех языках», – рассказывает Ирина Саградова-Гаспарян.
Ассирийцы известны тем, что испокон веков они занимались миссионерством – распространяли христианство по всему миру. За это подвергались гонениям. Церковь Мар Курьякус названа в честь святых Кирика и Иулиты. По преданию, в конце III века, в период жестоких гонений на христиан трехлетний сын и его мать приняли мученичество за веру по приказу римского императора Диоклетиана.
Среди ассирийцев в Армении распространены межэтнические браки. Наира Осипова вышла замуж за армянина, семья соблюдает и ассирийские традиции, и армянские. Ассирийская бушала очень похожа на армянский спас. Но технология приготовления совершенно другая.
«Ее готовили еще во время империи. А сейчас мы передаем рецепт друг другу. Меня учила бабушка и мама, а теперь я учу внуков. Они должны знать свои национальные блюда. Для приготовления нужно 7-8 видов зелени – кинза, сельдерей, петрушка, мята и т.д.», – рассказывает жительница Димитрова Наира Осипова.
Не имея своей государственности, ассирийцы в Армении веками сохраняют свою христианскую веру, язык и национальные традиции. 27 июля, в день святых Кирика и Иулиты, общину ждет «Шара» – праздник, который приносит радость всей общине. Сельчане соберутся во дворе церкви и будут ходить друг к другу в гости. Армения для ассирийцев – настоящая родина, которой они верно служат и обогащают ее своей культурой.
В местах, где компактно проживают ассирийцы, в армянских школах введено обязательное изучение родного языка. Ассирийский проходит три раза в неделю – два урока языка и один – литературы.
«У нас 22 основные буквы и дополнительные – для смягчения, есть дополнительные галочки в виде букв. У нас все буквы согласные и пишутся маленькими, а гласные – в виде знаков, есть семь гласных, вообще ассирийский очень сложный язык. 27 букв, плюс семь гласных, плюс знаки, буквы двойные», – рассказывает учитель ассирийского языка Аня Гевоева.
Ассирийский – один из древнейших языков мира, направление письма справа налево. Он был создан еще в эпоху шумеров, со временем видоизменялся. Сегодня ассирийцы говорят на новоарамейском, который относится к семитской группе языков. Несмотря на сложность языка, детей ему обучают еще в семье, а школьные уроки лишь дополняют знания.
«Мой папа ассириец, а мама – армянка, дома мы разговариваем с бабушкой, папой и младшим братом на ассирийском языке, а с мамой и с остальными – на армянском. Мы отмечаем праздники и ассирийские, и армянские. Новый год и Пасху – по-армянски, а 1 апреля – наш Новый год, Пасха – 16 апреля», – рассказывает ученица 7 класса Ольгя Якубова.
Могучая Ассирия пала в 612 году до нашей эры. У ассирийцев нет государства. Учебники для обучения родному языку печатает министерство образования Армении. Составляют их члены общины, которые согласовывают методику и преподавание с крупными ассирийскими центрами в Москве и Швеции.
«История наша, возникновение письма, начались 4 тысячи лет назад до нашей эры с шумерами в районе Междуречья. 2700 лет назад письмо было в виде рисунков, непонятное. Прошли годы, и в 2600 году до нашей эры ассировавилонцами был создан алфавит, который у нас заимствовали финикийцы, потом передали грекам. А потом на Востоке распространился алябит – по названию первых букв – распространился по всей Европе, среди арабов – называется арабае. И они сохранили этот алфавит, видоизменили», – рассказывает Аня Гевоева.
Чтобы сохранить национальную идентичность, необходимо изучать не только родной язык и литературу. Песни и танцы – неотъемлемая часть культуры древнего народа. Джапа-джапа, шейхане, багие. Эти танцы исполняли во время сбора урожая, перед военными походами, во время религиозных и народных праздников.
«В церквях во время праздников старшие танцевали, а младшие перенимали. У нас есть церковные праздники, мы танцуем во дворе, под открытым небом. И так сохранилось до сих пор. А сейчас дети обучаются в школе», – говорит преподаватель ассирийских танцев Техмине Тумасова.
Армения – одна из немногих стран, где представители национальных меньшинств могут обучаться родному языку в общеобразовательных школах. Все затраты на издание обучающей литературы берет на себя государство. Интересы национальных меньшинств – в приоритете государства.
«В 98-м в школе Пушкина был открыт первый класс с изучением ассирийского языка, где компактно проживают ассирийцы, открывались классы с русским языком обучения и изучением ассирийского языка – в селах Димитров, Верхний двин, Арзни и Нор Артакерте – сейчас это осталось факультативно. В Шариаре мы тоже хотим открыть первый класс, село как ассирийское исчезает», – рассказывает Ирина Саградова-Гаспарян.
Не имея своей государственности, ассирийцы в Армении веками сохраняют свою христианскую веру, язык и национальные черты. Армения стала для них родиной, откуда они никуда не собираются уезжать.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет