11:28 20/07/2023

Гамлет, муми-тролли и The Doors: как спектакль «Музыкальное безобразие» рушит мифы о людях с синдромом Дауна?

Фото: Игорь Медведев, МТРК "МИР" © МТРК «Мир»

Не каждый день встретишь в одном месте Че Гевару, Мэрилин Монро, Бродского и муми-троллей, которые к тому же разыграют перед тобой сцены из Шекспира и заставят поверить в чудо. Благодаря проекту «ВзаимоДействие» и его особенным актерам такое волшебство оказалось возможным. На Основной сцене Московского театра иллюзии состоялась премьера спектакля «Музыкальное безобразие» режиссера Сергея Котюха. Это уже вторая совместная работа выпускника «Щуки» и участников инклюзивного проекта «ВзаимоДействие», куда входят профессиональные актеры с синдромом Дауна. Спектакль, в котором сказочные мотивы переплелись с шекспировской драматургией и масскультом, получился очень эклектичным и оставляет после себя светлое, радостное послевкусие. Но было бы банальным и несправедливым утверждать, что уникальной постановку делает исключительно диагноз актеров. Уже через несколько минут после того, как занавес поднимается, ты понимаешь, что ошибся во всех своих ожиданиях: это вовсе не любительский «капустник», где зрители умиляются творческим успехам «неполноценных» артистов, а качественная, красивая и глубокая постановка, на которую хочется прийти снова, заплатив приличную сумму за билет. Но обо всем по порядку.

«Привет! Я Джим Моррисон, вокалист The Doors. А как тебя зовут?» – мальчик в белой рубашке и кожаных ботфортах откидывает с лица локоны и протягивает мне руку, не переставая улыбаться. Я говорю «мальчик», хотя его возраст сложно определить: может быть, 18, а может, и все 28. «Солнечные люди», как их стали называть во времена обострившейся толерантности, имеют свойство не стареть. Лишь морщинки вокруг глаз, чуть огрубевший голос и седина подсказывают, что перед вами зрелый человек, а не подросток. Но взгляд... Это всегда взгляд ребенка: чистый, наивный и добрый настолько, что это обескураживает.

Пока я общаюсь с «Джимом», нашу съемочную группу окружают другие актеры: вот скромно жмется к стене белокурая красавица Мэрилин (хрупкая, фарфоровая, словно кукла), рядом с ней – деловитый мужчина в седом парике с красующейся посередине лысиной (грим Бродского почти готов, осталось только добавить очки), серьезный команданте Че уже облачился в знаменитый берет со звездой и приклеил окладистую бороду, а бойкий парень в плюшевом комбинезоне с длинными ушами без умолку рассказывает о том, что сегодня у него целых три роли – Зайца, Энди Уорхола и капитана Джека Воробья.

Неподготовленного человека открытость людей с синдромом Дауна может шокировать и даже раздражать, ведь их представление о личных границах довольно размыто. Но если вы откроетесь им в ответ, то будете вознаграждены сторицей. Никто другой на земле не подарит вам таких теплых, доверчивых объятий, не зальется таким искренним смехом и не скажет вам в лицо прямо всей правды. Людей с синдромом Дауна часто считают недалекими, неполноценными, но в духовном плане они гораздо совершеннее нас. Представьте, каким бы мог быть человек в самой чистой, первозданной своей форме – еще не покрытый слоями недоверия, лукавства, жадности и злобы, которыми щедро смазывает его душу жизнь. Хотели бы вы дружить с таким человеком? Наверняка. И тем более стоит увидеть его в творчестве – этот опыт действительно завораживает.

«ВзаимоДействие» – инклюзивный кино-театральный проект, созданный Маргаритой Ребецкой. Хореограф, в прошлом артистка балета имени Игоря Моисеева, Рита имеет богатый опыт работы с особенными людьми. За ее плечами – спектакль «Я танцую», в котором ребята с особенностями развития показали не только талантливую актерскую игру, но и отличное владение телом (пластические тренинги не прошли даром). Но по-настоящему изменить отношение к людям с синдромом Дауна помог документальный фильм «Съесть слона» (2020) о закулисной жизни особенных актеров. А еще через год появился спектакль «Бу» – трогательная история о мальчике, который попадает в волшебную страну и пытается найти ответ на главный вопрос: стоит ли ради мира иллюзий отказываться от мира настоящего, хоть он порой жесток и несправедлив?

«Музыкальное безобразие» – по сути, тоже рассуждение о реальном и нереальном, хрупкая грань между фантазией и историческим экскурсом. Все начинается как милая детская сказка. Семейство муми-троллей живет своей обычной жизнью: Муми-папа, сидя в кресле, читает газету, Муми-мама хлопочет по хозяйству, а маленькие муми-тролли играют и резвятся во дворе. Каждое действие в спектакле имеет музыкальное сопровождение, и музыка здесь – один из ключевых элементов. Такой «плейлист» нечасто встретишь в театре: муми-тролли кружатся по сцене под хиты The Beatles, The Rolling Stones, Sex Pistols, Queen, The Doors, The Beach Boys и других культовых музыкантов эпохи 60-х – 70-х.

«Только представьте, что вы идете по улице, а вам навстречу несется табун лошадей»

В первой части спектакля актеры почти не говорят, используя лишь язык тела. Зрителю не предлагают четко прописанный сюжет; постановка напоминает скорее поток, в котором смешались и органично переплелись самые разные ингредиенты – сказки Туве Янссон, библейские мотивы, пьесы Шекспира. Не успеваешь оглянуться, а обеденный стол в доме муми-троллей уже превратился в огромный плот. Взобравшись на него, герои отправляются в свое волшебное путешествие. Мимо них, как в невероятном фантастическом сне, проплывают знакомые персонажи: Мэрилин Монро, Иосиф Бродский, Эрнесто Че Гевара, Александр Пушкин, Джек Воробей, Джон Леннон и Йоко Оно.

Роль последней в спектакле исполнила Маша Сиротинская – модель, актриса и дочь политика Ирины Хакамады. Знаменитая мама всегда откладывает дела, чтобы приехать и поддержать дочку. По тому, как Маша уверенно держится на сцене, как она свободно двигается и четко говорит, сразу можно понять, что с ней с раннего детства очень много занимались.

Как и у всех людей с синдромом Дауна, у девушки есть некоторые нарушения речи, но общаться с ней легко. Ну а характером Маша явно пошла в маму: бойкая, веселая и общительная, она не стесняется камер и за кулисами первым делом представляет нам своего молодого человека – актера проекта «ВзаимоДействия» Артема Силина.

«В жизни я обычная девушка», – заявляет Маша и радостно улыбается, пока Артем обнимает ее за плечи. К ней то и дело подбегают другие актеры, чтобы показать свой грим или интересную деталь костюма, или просто обнять – чувствуется, как все взбудоражены, но волнение радостное. «Этот спектакль самый последний у нас, сейчас мы выступим и потом уже закрываем сезон. У нас было много спектаклей, в том числе спектакль «Бу». Артем тогда играл Антона (главная мужская роль – прим. ред.), я играла девушку из Нагасаки, и все остальные ребята там тоже участвовали», – рассказывает актриса.

Маше и ее маме пришлось преодолеть немало испытаний, и синдром Дауна – далеко не главное из них. Когда девочке было семь лет, у нее диагностировали лейкоз. К счастью, лечение было начато вовремя, и болезнь удалось купировать на ранней стадии. Сегодня Маша ведет активный образ жизни: участвует в модельных съемках, играет в театре и счастлива в отношениях с любимым.

И эта энергия счастливого, полноценного, реализованного человека исходит от каждого из ребят. Пусть у кого-то чуть лучше координация, выразительнее и четче речь, когда они начинают творить – все эти «тонкие настройки» перестают иметь какое-либо значение. Особенно это проявляется в сценке по мотивам шекспировского «Гамлета». Как по мановению волшебной палочки, муми-тролли вдруг перевоплощаются в персонажей знаменитой пьесы: Муми-папа становится Клавдием, Муми-мама – Гертрудой, а их сын Муми-тролль – собственно принцем датским. Правда, в интерпретации Сергея Котюха и актеров «ВзаимоДействия» классическая трагедия получилась вовсе не трагичной. Роль кубка с ядом сыграла роковая баночка варенья, а фундаментальным вопросом стало: «Есть или не есть?» Вряд ли хоть на одной постановке «Гамлета» зал так заходился смехом! А вы могли представить, что люди с синдромом Дауна так тонко чувствуют юмор?

«Все дети прекрасны!» – восторженно резюмировала Ирина Хакамада, с которой мы пообщались в фойе уже после спектакля. «Детьми» она ласково называет всех актеров «ВзаимоДействия», хотя многим из них уже далеко за 30. «Они мне в этом спектакле очень понравились, особенно в «Гамлете», потому что они всегда играют без слов, так как у них есть проблемы с речью, а здесь это было просто прекрасно! И чувство юмора – великолепное! Я смеялась во весь голос. И потом, музыка вся была моя, дети прекрасно двигались, все – в образах. Молодцы! Мне правда понравилось, я получила удовольствие. Даже не снимала ничего – мне хотелось просто балдеть», – призналась Ирина.

В самом деле, «Музыкальное безобразие» – это веселое, порой сумбурное, но упоительное действо, которым ты просто наслаждаешься, совсем не думая о каком-то снисхождении по отношению к актерам. Авторы проекта «ВзаимоДействие» подтверждают: в своих спектаклях они делают ставку прежде всего на профессионализм, но ни в коем случае не на жалость.

«Проект создан для того, чтобы с помощью спектаклей и фильмов с актерами с синдромом Дауна менять отношение людей к ним. Это больше коммуникационный проект, чем развивающий. Развитие актеров – это приятный «побочный эффект», – поясняет маркетолог, исполнительный директор кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие» Ксения Кабишева. – Я вижу это как зрительский продукт. Этот спектакль, с одной стороны, может быть интересен широкому кругу зрителей, а с другой – менять не просто их отношение к людям с синдромом Дауна, а менять отношение к себе. Ведь мы видим, что синдром Дауна – это особенность, которая не мешает людям быть счастливыми, общаться и находить общий язык. Для этого мы и создаем наши продукты».

Действительно, в отличие от различных благотворительных фондов, которые помогают людям с синдромом Дауна учиться, социализироваться, осваивать профессии и так далее, создатели «ВзаимоДействия» своей целью в первую очередь считают создание произведений искусства и поддержание теплой атмосферы сотворчества.

«Мы действуем через культуру и искусство, это наш интерес и принцип: «через развлечение, а не поучение». Есть благотворительные фонды, которые занимаются именно информированием, и они делают колоссальную работу в России, сотрудничают с педагогами, врачами, рассказывают о людях с синдромом Дауна. И это, безусловно, системная массовая работа, которая для нас – как база, мы на ней уже можем рассказать о том, что есть еще и такое искусство», – говорит Ксения Кабишева.

И это искусство определенно находит свой отклик у зрителя: проект постоянно получает положительные отзывы в соцсетях, многие начинают всерьез интересоваться проблемами людей с синдромом Дауна, а кто-то – даже помогать им.

«В отношении к людям с особенностями есть три категории людей: те, кто готов помогать им и изменить свое отношение – просто скажи, как с ними общаться; люди, которые знают, готовы, но еще опасаются; и люди, которые вообще ничего не знают, у них нет опыта, и это, безусловно, рождает страх. Мы не осуждаем тех, кто боится людей с синдромом Дауна. И, конечно, наша цель – затронуть все три категории. Изменить отношение последней – сложнее всего. Мы понимаем, что это колоссальный процесс, который растянется еще на годы и десятилетия. Поскольку искусство является развлекательным продуктом, очень тяжело доказать, что это может что-то менять. Но, безусловно, мы получаем огромное количество положительных отзывов. И даже статистика показывает, как меняется отношение людей. Допустим, многие родители говорят, что они готовы отдать ребенка в школу, где учится ребенок с синдромом Дауна. Поэтому, конечно, мы видим результат», – с гордостью признается Ксения.

Обращенность к потребителю делает спектакли «ВзаимоДействия» в хорошем смысле коммерческим продуктом. Команда проекта обстоятельно потрудилась над каждым элементом: профессиональное оборудование, свет, звук, речь, пластика актеров. И, конечно, костюмы! Наряды муми-троллей особенно приковывают взгляд: в «Музыкальном безобразии» это не каноничные зверьки с белой шерсткой, а разноцветные существа, усыпанные блестками. Необычные радужные худи с ушками и хвостиками для главных героев разработала дизайнер одежды, автор бренда SuperSonya Тоня Воробьева. У ее дочери Сони – синдром Дауна. Но это не мешает девочке проводить часы за любимым делом – Соня обожает рисовать. Вдохновившись успехами дочки, Тоня решила поддержать и других родителей особенных детей.

«Полтора года назад состоялся выпуск нашей первой коллекции. Но до этого я достаточно долго готовилась к запуску проекта, тестировала разные ткани. Я хотела сделать именно качественный продукт, чтобы это выглядело не как благотворительность, а просто как очень хороший коммерческий продукт. Но надо сказать, что мы дотируем часть денег с наших продаж в благотворительные фонды, которые помогают детям с синдромом Дауна», – рассказывает дизайнер.

Тоня окончила Британскую высшую школу дизайна, последние десять лет она занимается дизайном одежды – создает собственные авторские коллекции и выступает как приглашенный дизайнер. Шесть лет назад ее жизнь круто изменилось: диагноз дочери стал для Тони полной неожиданностью. И все же, она решилась взять на себя ответственность за особенного ребенка. Благодаря стараниям Тони сегодня маленькая Соня – необыкновенно счастливая и творческая девочка, у которой есть все шансы стать востребованной художницей или дизайнером, как мама.

«Поскольку я художник, я привлекала и ребенка к этому. Мы с ней достаточно рано начали рисовать: ей было, наверно, полгода, когда она в первый раз попробовала рисовать красками. Сначала со мной, а потом постепенно она начала рисовать самостоятельно, и это было очень красиво. Я смотрела на ее рисунки и понимала, что надо дать этому жизнь. Ну и, плюс, я хотела сделать манифест как родитель, который воспитывает особого ребенка, потому что в обществе все-таки есть некое давление, что эти дети не реализованы в жизни.

Поэтому это был такой манифест: «Посмотрите, как мой ребенок даже в таком раннем возрасте может быть реализован через свое творчество». Собственно, так я и решила создать собственный бренд одежды и печатать рисунки Сони. Мы их специально не изменяем. Понятно, что мы можем их множить, отражать и так далее, но мы не меняем цветовую гамму. То есть по возможности максимально сохраняем оригинал, чтобы это было не моим творчеством, а ее», – рассказывает Тоня Воробьева.

После знакомства с Тоней и ее брендом идея о коллаборации возникла сама собой, признается Ксения Кабишева. В итоге муми-тролли получились хоть и не каноничными, но очень милыми и запоминающимися.

«У Сони есть книжка про маленьких муми-троллей, мы читаем ее на ночь перед сном, – рассказывает Тоня. – В сказках Туве Янссон муми-тролли белые, а мы их раскрасили. Но оставили им ушки и хвостики, чтобы вы могли их узнать. Тем не менее у них цветные, яркие костюмы. Таким образом, Соня поучаствовала в создании костюмов, а также декораций – некоторые принты мы использовали в декорациях, которые представлены на сцене».

Конечно, Соня никогда не рисует по заказу: как всякий художник, она следует за потоком вдохновения, а что получится в итоге – не знает даже она сама. Как отмечает мама девочки, рисование не только стимулирует ее воображение, но и помогает общему развитию.

«Соня всегда рисует с использованием большого количества воды. Я специально учила ее технике двуручного рисования для развития межполушарного взаимодействия: в одной руке у нее вода, в другой – кисть, – объясняет Тоня. – Мне было важно, чтобы это взаимодействие двух полушарий у нее происходило быстрее и лучше. И через творчество это было очень здорово делать, потому что ей это было интересно. Так она до сих пор и работает с водой и краской, поэтому ее рисунки получаются максимально расплывчатые, перетекающие и очень красивые. Такие абстрактные радужные пятна».

Сейчас Соне всего шесть, и она пока не задумывается о будущей профессии. Но, по уверениям мамы, девочка постоянно просит дать ей краски. «Мы рисуем везде: в такси, в метро, на прогулке, дома», – улыбается Тоня. Возможно, через пару лет костюмы к новым спектаклям «ВзаимоДействия» Соня уже будет кроить сама.

«Наш спектакль обращен к потребителю, – отмечает исполнительный директор «ВзаимоДействия» Ксения Кабишева. – Сделать его таким стало возможно благодаря качественным костюмам, декорациям, сценарию. Это нас мотивирует все время придумывать что-то новое и конкурировать с рынком развлечений, делать круто и интересно. Мы просто даем волю фантазии.

Мы не базируемся на том, что у нас актеры с синдромом Дауна. Мы вообще хотим в один прекрасный момент перестать об этом писать на афишах. Хочется уйти от этого как будто маркетингового приема. Мы – абсолютно точно не про жалость. Слово «даун» вообще должно перестать быть обидным. Мы хотим жить в обществе, где человека можно называть как угодно. Наша цель – чтобы на этих людей в принципе перестали обращать внимание. Должен быть в хорошем смысле пофигизм».

Конечно, чтобы полностью избавиться от стереотипов о людях с особенностями развития, как верно заметила Ксения, понадобится еще много времени и усилий. Но даже один человек, изменивший свое отношение к людям с синдромом Дауна, – огромная победа для каждого, кто работает с «солнечными» ребятами и помогает им влиться в общество. О том, как это сложно, понимаешь только взглянув на весь процесс с изнанки.

«Театр иллюзий», в котором мы оказались, – это потрясающее место. Это новый театр, с качественным оборудованием. До этого мы играли в «Современнике», в Театре Наций, и в этот раз я настолько рада! Честно скажу, поиск партнера по площадке был сложным и длился очень долго. Сейчас очень сложные времена, когда каждый сосредоточен на своих внутренних делах и коллаборации идут чуть сложнее», – поделилась Ксения Кабишева.

О том, как трудно приходится людям с особенностями и фондам, которые пытаются их поддержать, говорит и Ирина Хакамада: «Пока непонятно, возобновятся спектакли или нет, потому что очень сложно. Они же получили грант на эту постановку, а без грантов они не могут работать. Весь их реквизит, костюмы, спецэффекты – это огромный энтузиазм людей, которые этим занимаются. Тем, кто сегодня поддерживает детей-инвалидов, очень тяжело».

Но, так или иначе, проект «ВзаимоДействие» сейчас полностью справляется со своей задачей и оправдывает название. Они вместе, как единая команда, постоянно создают что-то новое, открывая новые способы достучаться до мира вокруг. И, кажется, мир начинает слышать.