19:32 09/07/2023

Колонизация колонизаторов: потомки африканских мигрантов устроили хаос во Франции

Арина Лебедева/ТАСС

На этой неделе полиция Швеции получила три новых заявки на сожжение религиозных текстов: Корана, Торы и Библии. Массовое сожжение книг и документов попытались устроить мигранты во французском Марселе. Там подожгли крупнейшую библиотеку «Алькасар». Почему граждане Франции жгут даже флаги своей страны, выяснял политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.

Неделя ненависти и насилия. Великий французский погром в цифрах: двое погибших – один мародер и один пожарный. Напали на 270 полицейских участков. Ранили или травмировали семь сотен жандармов. Сожгли почти шесть тысяч автомобилей, разрушили или повредили 1100 зданий. Задержаны 3,5 тысячи человек. Предварительный ущерб – миллиард евро.

Гарантий безопасности никаких и никому, даже мэрам. Нападение на главу города Л'Ай-ле-Роз. Его дом пытались протаранить машиной, а потом поджечь. Жену и ребенка ранили.

«Это не беспорядки, это война. Они хотят нас убить», – заявил начальник муниципальной полиции Л'Ай-ле-Роз Эрик Верджин.

Или вот: китайские туристы могли не увидеть Париж и умереть. По дороге, в Марселе, их автобус забросали камнями. Большинство участников беспорядков – молодые арабы и африканцы. Мигранты и потомки мигрантов. Вот один из них в маске в эфире французского ТВ. «Случилось так, что я стрелял в полицию на рынке. А они кидали в нас камни. Но больше ничего плохого», – сказал он.

Страх и ненависть во Франции
Чтобы попасть из африканской пустыни в цветущий европейский сад, мигранты готовы море переплыть и горы свернуть. «Мы идем, чтобы изменить нашу жизнь. У нас есть еда в Марокко, у нас там все есть. Но нам нужна лучшая жизнь», – пояснил мигрант из Марокко Амин Марзак.

Франция встречает их с распростертыми объятиями. За счет налогов граждан оплачивает мигрантам съемное жилье, проезд на метро и даже пособия выделяет – 300 евро в месяц на взрослого и 200 на ребенка. Не так много, зато работать не надо. А вот благодарность – сжигают французский флаг.

Флаг-то за что? Для понимания нужно вспомнить историю, времена второй колониальной империи. Строить ее французы начали в XIX веке. Покорили Северную, Центральную и Западную Африку. На востоке континента – остров Мадагаскар. В Азии – Вьетнам, Камбоджу, плюс острова в Тихом океане. К первой половине XX века общая площадь французских владений – 9% земной суши, население 110 миллионов, причем жителей метрополии меньше половины. По размерам и численности эта империя лишь британской уступала. При этом действовали французы не так, как англичане. Только военные и силовые методы, никаких переговоров с местными элитами!

«Сразу с жесткого подавления начали и насаждали свою французскую систему со своими чиновниками, со своими назначаемыми губернаторами, с обязательным изучением французского языка, хождением французской валюты», – рассказала доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова.

Возьмем, к примеру, Алжир: покорять его начали в 1830-м. Для подавления восстаний французы использовали тактику «выжженной земли». За первые 20 лет колонизации из трех миллионов алжирцев погибли от 500 тысяч до миллиона человек от войн, болезней и голода. Похожая картина была и в других африканских странах. Вот кадры из фильма «Легионер»: в 20-х годах прошлого века Иностранный легион разбирается с бедуинами в Марокко.

До середины XIX века метрополия неплохо зарабатывала на торговле людьми. Потом рабство отменили, а рабский труд остался. В шахтах африканцы добывали для французов золото, алмазы, марганец и фосфориты. В джунглях – ценные породы дерева. На плантациях – натуральный каучук, хлопок, кофе, какао, арахис. Позже и другие ресурсы выкачивать стали: урановую руду, нефть и природный газ. Плюс тотальный вывоз культурных ценностей. Огромное число уникальных экспонатов Лувра да и частных коллекций – родом из Африки. Впрочем, кое-что ценное везли и обратно в Африку. Например, в середине XX века – ядерное оружие на испытания. В Алжире произвели 17 таких взрывов, это только официальные данные.

Взрывали бы и дальше, но в 62-м году Алжир добился независимости вслед за остальными африканскими колониями. К настоящему времени от огромной империи остались лишь 13 небольших заморских территорий, в основном островных, с общим населением меньше трех миллионов. Для самой Франции процесс деколонизации был болезненным и по сути незавершенным.

«Они не выполнили свое обещание «уходя уходи». Они оставили свои военные базы, они оставили обслуживание портов», – отметила Наталья Пискунова.

Кроме того, бывшие африканские колонии подписали соглашение хранить 85% своих финансовых резервов в Нацбанке Франции, а последствия французского правления не могут преодолеть до сих. Если брать индекс человеческого развития от ООН, что указывает на уровень жизни, то Франция здесь на 23 месте, Алжир – 91-й, Тунис – 97-й. Остальные во второй сотне, причем сразу пять бывших колоний в списке беднейших стран мира.

И вот империя не наносит, а получает ответный удар. Здесь очень много символизма. Попытка поджога библиотеки в Марселе – как тут не вспомнить украденные в Африке реликвии и манускрипты? Или вот алжирский военнослужащий изображает марш-бросок на фоне Эйфелевой башни.

«Они 132 года правили нами как своими колониями, а теперь пришла наша очередь. Только мы их колонизируем на вечные времена!» – говорит один из зачинщиков беспорядков.

Насколько реальна угроза? Легальных мигрантов во Франции семь миллионов. Вместе с нелегалами наберется миллионов 10. По данным МВД, только 10% задержанных – иностранцы. Выходит, большинство погромщиков – это арабы и африканцы с французскими паспортами. Но сколько их всего в стране?

«Говорят, что уже 30% населения на самом деле либо второе, либо третье поколение мигрантов. Где-то 47-48% из этих приезжих из Африки», – сказала доктор публичного права во Франции, приглашенный профессор МГУ Карин Беше-Головко.

Журналист Наталия Руткевич нынешние события предсказала еще три года назад в своей книге, поскольку живет в Париже и видела, что творится в арабских кварталах.

«Они получили название, которое говорит само за себя «потерянные территории Республики». Почему потерянные? В них негласно царят собственные правила, которые насаждаются отчасти криминалом, то есть организованными преступными группировками, занятыми наркотрафиком, отчасти религиозными авторитетами», – пояснила Руткевич.

Коренное, белое население новых французов не осуждает, по крайней мере, публично. Но вот показательно: для семьи погибшего арабского подростка французы собрали в соцсетях меньше 200 тысяч евро, а для застрелившего его полицейского – миллион. Власти закручивают гайки. Но вовсе не в миграционной политике. Национальное собрание Франции одобрило законопроект, который разрешает спецслужбам дистанционно активировать камеры и микрофоны телефонов и других устройств. Без ведома владельцев.

«Сейчас, когда в моде и умный дом, и умный телевизор, и умный пылесос, и все умное, кроме человека, везде все можно посмотреть», – подчеркнула Карин Беше-Головко.

В общем, свобода – на баррикадах и тотальный контроль – в домах.