Большой театр, получивший впоследствии название Мариинского, является символом русской культуры. Официально днем рождения труппы считается 12 июля 1783 года, когда был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». О становлении Мариинского театра – читайте в материале MIR24.TV.
История Большого театра началась благодаря усилиям императрицы Екатерины II, которая понимала важность театра для развития культуры и привлечения талантливых артистов. Первое здание Мариинки было на Карусельной площади Петербурга – тогда он назывался Большой Каменный театр. На тот момент там чаще всего выступали иностранные труппы, в основном итальянские. Позже театр переместился в новое здание, построенное русским архитектором итальянского происхождения Альберто Кавосом в 1848 году. Здание с многофигурным силуэтом было построено в стиле неоклассицизма. Оно предназначалось для труппы Императорских театров. Тогда театр назвали Мариинским, в честь супруги Александра II Марии Александровны.
Первый сезон открылся 2 октября 1860 года оперой Глинки «Жизнь за царя». Еще спустя 20 лет в здании театра снова прошла реновация, что позволило перенести сюда и балетные спектакли. Архитектор добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных и гримерок. Зрительный зал Мариинского театра считается одним из самых красивых в мире: позолота, лепные украшения и скульптуры, обивка цвета морской волны. Первоначальное убранство сохранилось до настоящего времени. Даже декор Царской ложи, претерпевший серьезные изменения в советское время, был восстановлен в современной России. В ложу вернулась монограмма с первыми буквами имен царя Александра II и супруги. В Советском Союзе на ее месте была эмблема серпа и молота.
Эмблемой Мариинского театра стал занавес на сцене, созданный в 1914 году художником Александром Головиным. Рисунок занавеса повторил узор на платье императрицы Марии Александровны. Зрительный зал Мариинки украшает бронзовая люстра весом более двух тонн, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок. Каждый год люстру спускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампочки. Интересную находку обнаружили в оркестровой яме в 1970 году – груду хрустальных осколков. Оказалось, что 200 лет назад музыканты использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала. Еще одна немаловажная деталь театра – колокол за сценой. Он звучит в таких операх, как «Борис Годунов» и «Хованщина». В советское время колокол сняли и утопили в Крюковом канале – как акт борьбы с религией. И лишь после распада Советского Союза колокол удалось поднять и вернуть в театр.
С 1934 года театр назывался – Кировским. Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Пермь. Артисты в составе армейских бригад выступали в частях и госпиталях. В дни блокады Ленинграда в здание театра попала бомба. Артисты, которые не эвакуировались, продолжали выходить на сцену.
«Они под обстрелами шли в здание филиала, не надеясь вообще, что спектакль состоится. Приходили под обстрелами, а в театре полный зал», – рассказывала историк балета и ответственный редактор издательского отдела Мариинского театра Ольга Макарова.
На сцене Мариинского театра блистали мировые знаменитости и самые великие российские артисты: Федор Шаляпин, Федор Стравинский, Софья Преображенская, Матильда Кшесинская, Рудольф Нуреев.
В 1988 году музыкальным руководителем Мариинки стал Валерий Гергиев. Еще спустя несколько лет он стал художественным руководителем и директором театра. Во многом благодаря ему в сложные 90-е, когда денег не хватало даже на декорации, удавалось давать спектакли. С приходом Гергиева в театре начали организовывать крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов: 100-летию Шостаковича, 175-летию Чайковского, 125-летию Прокофьева и многие другие.
Подробнее в сюжете: Театр