В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. MIR24.TV вспоминает картины русских художников, посвященные школе, преподавателям и ученикам.
Художник-передвижник Николай Петрович Богданов-Бельский значительную часть творчества посвятил сельским школьникам – дело в том, что сам он был внебрачным сыном батрачки, а фамилию Богданов дал крестивший его священник: «Богом данный». На картинах Богданова-Бельского деревенские дети изображены в истлевшей одежде, разношенных лаптях, но способными и тянущимися к знаниям.
«Окрашенные чертами идеализации, полотна мастера пронизаны идеями о том, что просвещение способно вырвать русскую деревню из нищеты и бесправия, способно нравственно совершенствовать людей. В русле подобных идей воспринимается и тщательно написанный холст «У дверей школы», навеянный реальными фактами жизни, возможно, воспоминаниями самого художника, некогда окончившего сельскую школу Сергея Рачинского в Татеве Смоленской губернии», – рассказывается о картине на сайте Русского музея, в коллекции которого находится картина «У дверей школы».
На следующей картине Богданова-Бельского мы попадаем на урок арифметики. Сидящий на стуле учитель – это Сергей Александрович Рачинский, знаменитый ботаник и математик, профессор Московского университета, который в 1872 году на волне народничества вернулся в родное село Татево и вложил все свои силы в школу с общежитием для крестьянских детей, открытую еще его отцом. Рачинский разработал уникальную методику обучения устному счету, прививая деревенским ребятишкам математическое мышление, заботился и о художественном воспитании детей. Так, Николай Петрович Богданов-Бельский считал себя обязанным всем своим успехом именно Рачинскому, который распознал талант и помог сельскому мальчику получить достойное образование.
Со временем Сергей Александрович открыл около 30 сельских школ, организовал вместе с сестрой бесплатную лечебницу – все свое состояние Сергей Александрович потратил на благотворительность. Кстати, школа в Татево существует до сих пор.
Идеи народничества оказали значительное влияние и на работы художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. На картине в «Сельской школе» можно увидеть типичную ситуацию для XIX века: в избе за одним длинным столом сидят разновозрастные дети, урок ведут две учительницы, а малыши терпеливо ждут, когда сестры и братья закончат заниматься. Художник изобразил усердие детей, для которых школа – окно в другой мир, короткая возможность обучиться азам наук в перерыве между жатвой и новой посевной.
В более проблемном разрезе написал сельскую школу Илья Репин. Первое, что бросается в глаза, это босые дети, набитые в помещение, как сельдь в бочку. Налицо конфликт: инспектор народных училищ в гневе, он возмущен ответом стоящего перед ним подростка. На темном фоне доски зловеще белеют глаза худого, желтого, скромно одетого человека – скорее всего, учителя-энтузиаста, чья подача материала сельским детям вызвала скандал. Инспектору вторит священник, на лицах же учеников можно разглядеть самые разные эмоции – от злости и восторга до полного безразличия к происходящему.
Один из популярных сюжетов у передвижников – сельская учительница, тоскующая в глуши. На следующей картине Маковского – как раз такая сцена: солнечный летний день, двор крестьянской усадьбы где-то на юге России, за столом грустит приехавшая на работу учительница – вчерашняя гимназистка. Ее темный жакет выглядит траурным на фоне ярких летних красок. Городская девушка осознает, что вся ее дальнейшая жизнь будет такой же незамысловатой, как крестьянское угощение на столе.
В городе для женщин со средним образованием работы было мало, женихов на всех не хватало, и место народной учительницы было выходом для бесприданниц, чьи шансы на замужество при существовавшем устройстве общества стремились к нулю. Такой поворот в судьбе сулил крушение всех надежд, крошечную зарплату, бесконечные бытовые трудности, отсутствие возможности устроить личную жизнь и узкий круг общения, сводящийся к земскому доктору, фельдшеру и волостному писарю.
На картине Константина Пынеева можно увидеть такую же сельскую учительницу, только лет через 10-15. В крошечной убогой комнатке, украшенной лишь незатейливым букетом полевых цветов, сидит задумчивая, уже не молодая женщина. На ее лице – разочарование, личная жизнь не сложилась, а по тем временам – значит, скорее всего, и не сложится. Единственная связь с миром, из которого она приехала в деревенскую глушь, – это газеты и редкие письма, которые заставляют вспомнить прежнюю жизнь и надежды юности. Молодость, как лето за окном, прошла мимо.
Жизнеутверждающий взгляд Богданова-Бельского выхватил другой ракурс жизни сельской учительницы. В центре композиции находится старинный расписной стол, празднично накрытый белой скатертью, за которым происходит чаепитие: дети, облачившись в свои лучшие наряды, пришли в гости к учительнице. На белой скатерти красуются блестящий изящный самовар с белым чайничком, румяные баранки, белый фарфор и прозрачное стекло, но главное украшение это картины – ее героиня, красивая молодая женщина, которой суждено сыграть важную роль в жизни этих ребят.
На еще одной картине Богданова-Бельского из цикла, посвященного народной школе, художник написал молодого учителя Аркадия Серякова – преемника Рачинского в Татевской школе. Учитель серьезно болеет, навестить его пришли двое учеников с гостинцем: ягодами. В скромной обстановке внимание на себя обращают женский портрет на стене, маленький глобус, скрипка и обилие книг на этажерке. Видно, что учитель является авторитетом для босоногих ребят – для многих сельских детей он будет единственным учителем в их жизни.
Картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» – пожалуй, одно из самых популярных произведений русских художников о школьной поре. Решетников с юмором изобразил драму, в общих чертах знакомую каждому бывшему школьнику. Мальчик является домой с очередной двойкой в многострадальном портфеле. Судя по интерьеру, семья обеспеченная, на двоечнике – блестящие новенькие ботинки и теплое пальто с меховым воротником, из портфеля торчат коньки. На лице матери – выражение усталости, она сбивается с ног в хлопотах по хозяйству и заботе о трех детях, сестра смотрит озабочено и неодобрительно.
Атмосферу разряжают мальчишка на велосипеде, ехидно радующийся неудаче старшего брата, и собака, которой совершенно все равно, какие отметки у любимого хозяина в дневнике.
«Это были годы освоения целины и развертывания гигантских сибирских строек, куда отовсюду мощным потоком хлынула молодежь, – писала московская художница Ирина Николаевна Воробьева. – Поехали в Казахстан на практику и мы, суриковцы, сразу же следом за первоцелинниками. Из Кокчетава 250 километров проселком ехали по бесконечной ковыльной степи, пока не увидели на высоком берегу Ишима ряд белых палаток центральной усадьбы совхоза «Ломоносовский». Вдали, до самого горизонта, тянулись полосы первых борозд. Пахота шла круглосуточно, и скоро эти борозды слились, образовав необъятные просторы поднятой целины. Нас увлекла романтика первых дней освоения целины, труд и быт новоселов, где среди палаток и шалашей дымили костры, звучали песни и раздавался рокот тракторов… Мы ставили свои этюдники и писали все, что нас окружало, вдохновенно и без устали; подружились с нашими ровесниками-целинниками, коллектив которых был так же интернационален, как и наша группа молодых художников».
Подробнее в сюжете: Год педагога и наставника в России
Читайте также: